Добрыня, как и почти все герои фольк­лора, не плод досужего вымысла, а ре­альный человек, послуживший прото­типом многих сказаний. Чтобы выяснить, ка­кая же реальная личность скрывается за этим именем, придется обратиться к "преданьям старины глубокой" - в десятый век. Это был в значительной степени судьбоносный век русской истории. Его события и люди отра­зились в исторической и художественной ли­тературе, включая песни, сказания, былины.1 Середина века - время правления Киевской Русью великой княгини Ольги. Ее отцом был тот самый "вещий Олег", который собирался "отмстить неразумным хазарам" и отпра­вился в мир иной от укуса змеи. Муж Ольги ­великий князь Игорь погиб в стычке с древ­лянами, после чего Ольга стала единоличной правительницей Киевской Руси. Сыном Оль­ги был Святослав Игоревич, при котором был разгромлен и перестал существовать Хазар­ский каганат, а внуком - Владимир Свято­славович - креститель Руси.Киевская Русь занимала территорию Се­верного Причерноморья, ее владения протя­нулись далеко на север к верховьям Волги и на северо-запад к Новгороду. Она имела вы­ходы к Балтийскому и Черному морям, зани­мая путь "из варяг в греки". Самыми могу­щественными соседями Киевской Руси были на юго-западе - Византийская империя, на востоке - Хазарский каганат. Кроме того, к северу обитали древляне - союз восточно­славянских племен. Все они исповедовали разные религии: Византия - христианство, Хазария - иудаизм, киевляне и древляне были язычниками. Во взаимоотношениях с соседями у Киевской Руси мирные периоды с активными торговыми связями чередовались с военными походами, как победными, так и неудачными. Потерпевший поражение стано­вился данником победителя. В результате одного из удачных походов против хазар к Киеву отошла часть их владений, включавшая в числе других город Любеч (ныне в Черниговской области, Украина). "Повесть временных лет" (ссылаясь на 960 г.) называет одного из жителей Любеча, еврея, именуя его Малк Любечанин. Он у д о с т о и л с я упоминания в летописи из-за своих детей.Было их у него двое: дочь Малка и сын Товий. Видимо, отец дал им хорошее по тем временам образование, и поэтому Ольга забрала их на службу ко двору. Малку она сделала ключницей (домоправительницей) и милостивицей - ответственной за раздачу милостыни, а Товия приставила воспитателем - сначала к своему сыну, а затем и к внуку. При этом она их переименовала. Малка получила ласкательное имя - Малуша, а с Товия она сняла "кальку", то есть перевела его имя, имеющее смысловое значение, на русский язык: Товий происходит от древнееврейского "тов" - добрый, и Ольга превратила Товия в Добрыню (имя, сохранившееся только в фамилии - Добрынины).Каковы же были судьбы детей Малка Любечанина? В Малушу влюбился Святослав и женился на ней. Младшим сыном от их брака был Владимир. У Добрыни проявился полководческий талант, и он, став воеводой у Святослава, сыграл выдающуюся роль в победных сражениях с хазарами. Впоследствии, уже при Владимире, он был назначен княжеским посадником (наместником) в Новгороде и по указанию Владимира крестил новгородцев. И вот, казалось бы, парадоксальная ситуация в русской религиозной истории: крещение Руси в Киеве провел Владимир, чья мать Малуша была еврейкой, а в Новгороде - его родной дядя, брат матери.Но не за это деяние попал Добрыня в русский фольклор, а за свои ратные подвиги.И как тут не вспомнить один из многочисленных куплетов:В Третьяковской галерее на стенах одни евреи.А из "Трех богатырей"левый тоже был еврей.Левый - это Добрыня Никитич, бывший Товий Малкович.

С. КУМКЕС

http://www.liveinternet.ru/users/3166127/post142996413/