Третий день не выходит у меня из головы ситуация, произошедшая со мной в минувшую пятницу…
Десятки раз мне приходилось участвовать в заседаниях Верховного Суда Республики Коми по надзорной и кассационной инстанции. То есть, для меня это были заседания суда второй или третьей инстанции. Про судебные процессы в городских судах по второй инстанции упоминать не буду – совсем другое дело.
Так вот, для меня, сравнительно «матерого» участника судебных процессов в Коми верхушке, у которого первая же надзорная жалоба была удовлетворена, несмотря на то, что во время совещания президиума суда, в коридоре зам прокурора Коми Тильман мне с ехидцей заявил «Надо готовиться к заседанию президиума Верховного Суда» (как же я глумился над ним потом взглядом, после оглашения Шишкиным постановления), все или почти все решения Верховного Суда республики в надзорной, кассационной и теперь – апелляционной инстанции были предсказуемы или почти предсказуемы. Но минувшая пятница меня удивила…
Подобного рода дела во многих регионах России практически сошли на нет. Каковы причины – не знаю: то ли недоказуемость совершения «преступления», то ли гуманизация правоохранительной системы в лице СКР и прокуратуры, то ли иные соображения… Но здесь… Пока не хочу говорить о деталях дела, поскольку никогда не высказываюсь публично о делах, по которым у меня еще идет производство, а тут вот такая ситуация приключилась…
Так вот. Каждый день Коми «верхушка» рассматривает апелляции по десяткам дел. По вторникам и пятницам, в основном, уголовные дела. В минувшую пятницу я к 10 часам был вызван в знаменитый первый зал Верховного Суда (где заседают коллегии присяжных). Дожидаюсь своей очереди. В начале, как обычно, на апелляции заводят невольников в наручниках. Прошло несколько дел. Конвоиры выводят из зала невольников, они сидят недолго в коридоре и возвращаются обратно выслушивать вердикт, которым приговор вступает в законную силу.
В 11.02 судебный пристав вызвал меня в зал. В 11.03 началось заседание. Все как обычно – объявляется состав суда, явка лиц, возможность начать судебное следствие. Судья докладывает дело, существо жалоб и возражений на них…
Я выступил 3 раза, в том числе в прениях, и произнес реплику. Моя реплика была последним сказанным в заседании. Только я присел, председательствующий объявил: «Суд удаляется в совещательную комнату до понедельника, ориентировочно до 10 часов». Все встали, участники процесса вышли из зала. В коридоре суда я взглянул на часы: 11.33. Заседание длилось полчаса.
За все время моего участия в заседаниях второй инстанции в Верховном Суде Республики Коми, совещание судей длилось от нескольких секунд (реально меньше минуты) до 10-12 минут (однажды по делу Михеева, которого впоследствии оправдали, длилось около 20 минут). А тут суд ушел на совещание на трое суток! К добру ли это?
У меня просьба к практикующим юристам, посещающим заседания Верховного Суда Коми в апелляционной инстанции: ТАКОЕ ЧАСТО ЛИ СЛУЧАЕТСЯ? ЧЕГО МОЖНО ОЖИДАТЬ ОТ СУДА? Ведь реально третий день уже места себе не нахожу...