Когда говорят о Христе обычно создается впечатление (и совершенно верное), что говорят о чем-то бесконечно далеком от нас. Но, хотя эта удаленность Его верна, одновременно, нет и ничего ближе. Нет ничего в Нем, чтобы не было нам знакомо по другим людям (вокруг нас или в истории).


Скажем, учение о двух природах. "Совершенный Бог и совершенный человек". Очень стройная христология развивается в церковном богословии, чуть-чуть по-разному развивается у разных авторов и конфессий.


Но за уравнениями (а почти точности математических уравнений достигают догматические рассуждения, да иначе и быть не могло бы), теряется близкая нам суть, то, чем мы похожи на обсуждаемое.


Ведь у каждого из нас есть эти самые две природы. Любой (почти любой из нас) един в нескольких лицах (но это я забегаю вперед, и другой догмат задеваю).


Ничего более трудного в догмате о "двух природах" неслиянно и нераздельно присущих Христу чем в словах о профессоре, который не только крупный ученый, но еще и муж и отец, любитель анекдотов и курятины - нет.


Скажем, Ньютон - одновременно великий физик-математик и - все-таки живой человек, со своей судьбой и привычками. Просто последнее нам в Ньютоне не очень интересно обычно. Можно было бы создавать "ньютонологию" (по аналогии с "христологией") мол в Ньютоне воплотилась Физика во всей ее полноте (или все же не во всей) и также в Ньютоне есть и человеческая природа, причем воля Ньютона-обывателя была совпадающей с волей Ньютона-ученого.
Примерно также разъясняют часто церковники "человеческую волю Христа" и "Божественную волю Христа". Это - две разные воли, но они всегда совпадают, потому что Иисус всегда свободно подчиняет свою волю воле Бога.

Оригинал