Чувствую связь, долг, в чём то вину. Напишу.

       У меня есть определённый конфликт интересов, поэтому буду пользоваться только опубликованной информацией.

      2 года назад ходил на плато Маньпупунёр  . Всё было круто, мистично.

Тревогу вызвали тогда следы человеческого присутствия на самом плато, разбитость тропы на болотистых участках. Без сомнения , есть там и мой след.

    Много прочитал, в том числе и экологический мониторинг за 2011 года на сайте Печоро-Илычского государственного природного биосферного заповедника .  

    Туристы давно ходят на Маньпупунёр, но раньше их было немного: мало кто вообще знал о плато, и маршрут был непростым.

    В 2008 году Маньпупунёр признан одним из чудес России. И понеслось. Турист он бывает разный. Кто- то просто посмотреть, ощутить себя частью природы. а кому-то надо самоутвердиться. И те и другие ходят по земле, шумят, кушают, оправляют естественные потребности.  Конечно, плато ринулись покорять особо изощрёнными методами. Наберите в поиске - "Маньпупунёр".

    Наверно, те кто двигал Мансийские реликвии в брэнды, как-то не очень думали что они будут делать с этим дальше.

   Мне кажется, современные технологии промывания мозгов могут раскрутить любой камень.

   Сомневаюсь, что у кого-то был план довести деградацию плато до состояния утраты его значения как части особо охраняемой природной территории и вывода его из состава заповедника.

    Так  случилось с Особо охраняемой природной территорией регионального значения болотом Кереснюр в Сосногорском районе, где добывает нефть  ООО “ЛУКОЙЛ-Коми”. Его по тихому ликвидировали. В смысле - статус ООПТ ликвидировали..

   Открываем официальный портал Республики Коми, знакомый силуэт мансийских болванов.

   Аналогично сайт Троицко -Печорского муниципального района.

    Символом туризма в Коми стал объект, расположенный почти на границе республики, на территории заповедника. В нашей огромной Республике сохранилось только то, что находится на охраняемой территории заповедника?

    Охраняемой?

    Хороший вопрос. Кто-то подумал о том, что популярность неизбежно увеличит число нелегалов? Количество “легалов”  на Маньпупунёр ограничено числом 110 в сезон.

  Заповедник - федеральная собственность.  ФГБУ “Печоро-Илычский государственный заповедник” - федеральное бюджетное учреждение. Ни Троицко-Печорский район, ни Республика Коми ни копейки не могут потратить на охрану территории заповедника, ни на что другое.

   Таким образом, охраняют территорию заповедника только инспектора по охране территории заповедника (недавно чуть и этого не лишились).

     Я бы сказал - пытаются охранять.

     Без деталей, просто посмотрите зарплату инспектора на сайте заповедника в разделе "вакансии" (кому лень посмотреть, подскажу - там указана заработная плата 6595,85 руб.)

    С развитием  туризма (или видимости развития?) в Республике Коми , пропагандой плата Маньпупунёр, значительно увеличился поток нелегальных туристов как со стороны Республики Коми, так и со стороны Сибири.

    Статистика административных правонарушений, озвученная представителем заповедника на круглом столе в Еремеево,  следующая:

Ст 8 .39  КоАП РФ (незаконное нахождение на территории заповедника)

2012 год-13 нарушений

2013 год- 58 нарушений

2014 год -  на 5 сентября 2014 года государственными  инспекторами заповедника составлено 95 протоколов.

Я думаю, латентность (скрытость) этого правонарушения значительная.

Увеличившаяся антропогенная нагрузка на природную среду заповедника, ранимую растительность горной тундры на самом плато наносит непоправимый вред.

     В выводах эко-мониторинга, я вижу даже уже не научные выводы, а чисто человеческую боль. Плато пропадаёт.

2 цитаты из экомониторинга

“Площадь плато Маньпупунер, подвергающаяся интенсивной антропогенной нагрузке, составляет около 7 га, что составляет менее 1% от всей территории горной тундры и криволесья на плато. Эта территория делится на два участка: район останцев - 6 га и район дома, где располагаются инспектора охраны и останавливаются группы туристов на ночевку – 1 га. Со времени предыдущего обследования, проведенного в 2011 году, площадь плато, подверженная интенсивной антропогенной нагрузке, не увеличилась, однако, внутри этой территории произошли заметные изменения. В районе первого и последнего останца появились участки, полностью лишенные лишайникового покрова в результате вытаптывания. Наблюдается уплотнение верхнего слоя почвы в этих местах. В ерниковой тундре, окружающей дом, появились участки, лишенные кустарниковой растительности, что произошло вследствие устройства палаточных лагерей для ночевок туристов. Кроме того, происходит дальнейшее углубление троп, по которым туристы подходят к останцам. В некоторых местах, на склонах, глубина тропы достигает 30-40 см. Из-за уплотнения почвенного покрова во время дождей на горизонтальных участках тропы вода долго стоит в углублениях, а на склонах превращается в ручьи. Именно здесь уже отмечаются начальные проявления эрозионных процессов.””

“С восточной стороны наиболее активно используется тропа, идущая от границы заповедника (квартал 632) к высоте 809,3 м, расположенной в северной части плато. Таким образом, туристы обходят дом, в котором базируются инспектора охраны и незамеченные выходят в район останцев. Участок этой тропы между границей заповедника и рекой Печора, протяженностью более 5 км, представляет собой наезженную грунтовую дорогу, по которой нелегальные туристы на внедорожной технике попадают на территорию заповедника (фото 2,3). На переувлажненных участках дороги глубина колеи достигает 40-50 см. В двух местах дорога перехватывает временные водотоки, что приводит к смыву разбитого грунта до коренной породы.”

   Власти Республики и Троицко -Печорского района похоже не слышат крика мхов и ягодников! Мы не сырьевой придаток! Туризм! Ура! Все на Маньпупунёр! Неужели непонятно, что сам по себе природный объект, какой бы удивительный он ни был, не может обеспечить развитие туризма в республике?! Для этого нужны усилия во многих направлениях, а не один раскрученный объект, который «заменит всё». Пока же уровень развития оставляет желать лучшего, но что есть точно, так это - усиленно разрушаемый заповедный природный объект.

    Я думаю, реальность такова:  Республика - нефть, Троицко -Печорский район - лес- кругляк и доски, как ни крути. Пока так.. Но республика, выдавая желаемое за действительное, продолжает говорить о туризме.

   И продолжает «раскручивать» Маньпупунёр.

   При таком подходе, на мой взгляд, единственный сейчас выход для сохранения плато- закрыть его всеми доступными методами. Взвод спецназа ГРУ вполне бы справился.

  Тем более что маршрут на плато, по сути, на мой взгляд, не законен. Его нет в положении о заповеднике.

     Пока бюджеты договорятся, наше-ваше, пока Минприроды России вспомнит, что оно не только природными ресурсами заведует, но и экологией, и решит наконец вопрос с охранной зоной заповедника, пока работа инспектора станет престижной, пока оборудуют тропу и смотровую площадку…… Много пока.

   Я мечтал ещё раз сходить на Маньпупунёр. Очень хотел и хочу.

    Но так думаю, меньшее, что я могу сделать для сохранения Мансийских реликвий - не пойти. Я и так их чувствую.

оригинал