История появления института бизнес-омбудсмена напоминает мне сагу о Терминаторе. Сначала человек изобретает компьютерные мозги, чтобы облегчить себе жизнь, затем создает машину, чтобы спасти человечество от роботов.
Так и здесь. Видимо, не справляясь с произволом чиновников массой существующих охранительных систем - полиции, прокуратуры, следственного комитета и ФСБ - в России создан (причем не по инициативе снизу, а по велению сверху) институт бизнес-омбудсменов. Которые так же, как и чиновники, финансируются из бюджета. То есть из кармана налогоплательщика (читай, самого предпринимателя).
В Кировской области этот процесс с самого начала шел со значительным скрипом. То депутаты не желали выделять денег на еще один аппарат. То не могли найти достойного. И хотя был найден компромиссный для бизнес-элит и федерального органа кандидат - Сергей Данелян, но и он еще до окончания выборной гонки ушел, а место так и осталось вакантным.
Кандидатуры потенциальных защитников вятского бизнеса - из числа самовыдвиженцев и предложенные правительством (говорят, что в бизнес-омбудсмены сватали даже Георгия Мачехина), по понятным причинам не устроили Бориса Титова. Те же, кто подошел бы на эту роль, на конкурс не заявились. Либо не видят большой пользы от борьбы с титанами без достойного оружия, либо просто не хотят оставлять свой бизнес ради призрачной карьеры чиновника.
Чтобы ниша не пустовала, Никита Белых назначил бизнес-омбудсменом на общественных началах президента ВТПП Николая Липатникова. Он хоть и не выходец из бизнес-среды, но человек, пользующийся заслуженным уважением в предпринимательских кругах. И сам всегда ратовал за то, чтобы торгово-промышленная палата выполняла роль этакого коллективного бизнес-омбудсмена. Не самое плохое из решений. Во-первых, экономятся бюджетные средства. Палата и так уже существует на средства работодателей и предпринимателей, а потому оказывает помощь своим членам в том числе и при разрешении спорных вопросов с властью. Во-вторых, палата - орган коллегиальный и может говорить не от имени одного, пусть даже очень авторитетного, человека, а от всего бизнес-сообщества или хотя бы группы предпринимателей. А это, согласитесь, совсем другой вес, и толку от такого обращения намного больше. И, наконец, у палаты уже наработаны связи и в силовых, и в надзорных органах, которые можно применить, если на местном уровне бизнес “зажимают”. А каждому новому бизнес-омбудсмену (который назначается на срок действия избранного губернатора) придется раз за разом подписывать “договоры о ненападении” с руководителями разных “надзоров”, сосчитать которые пальцев на двух руках не хватит.
Вот только, боюсь, коли есть команда сверху - иметь бизнес-омбудсмена на окладе, то человека все равно поставят. Хоть бы даже просто сидел, плодил бумажки, да красиво отчитывался раз в год главе региона.