Аппетит к агрессору приходит во время еды

Григорий Амнуэль: Что общего между сегодняшними событиями и Варшавским восстанием?

update: 27-10-2014 (18:04)

 

С сайта «Каспаров.ру».

В эти дни проходит печальный, но героический юбилей Варшавского восстания. Склоняя голову у черной мраморной стены с фамилиями повстанцев и горожан в Музее Варшавского восстания, невольно задумываешься о том, что было тогда и что происходит сегодня. Варшавское восстание возникло не на пустом месте. Его предшественниками были и повстанцы Костюшко, и ополченцы, защитившие столицу воссозданного из пепла государства под руководством Маршала Пилсудского, и герои Вестерплятте 1939 года, и, конечно, решившие в безнадежной ситуации сражаться и погибнуть в бою, а не в газовых камерах, уникальные повстанцы Варшавского гетто 1943 года. Все они, вольно или невольно, последовали за своими предшественниками и продолжали в новые времена подвиг тех, кто ни при каких обстоятельствах не хотел согласиться с тем, чтобы быть покоренным, а, следовательно, и покорным. Чего тут было больше — влияния Варшавской истории на Польшу или, наоборот, концентрации в Варшаве непоколебимого гордого духа Речи Посполитой — ответить сложно. Фактом остается то, что

Варшава и ее жители вписали в мировую историю эти славные страницы.

После того как Польша была поставлена на колени социалистическо-коммунистической тоталитарной системой, в насмешку получившей издевательскую формулировку — Варшавский договор (хотя понятно, что ни для кого не было секретом, что это был Кремлевский договор, и среди всех условно равных первую скрипку, да и дирижерскую палочку, никогда не выпускал из своих рук представитель Кремля), из народной памяти пытались вытравить воспоминания о восстании 1944 года. Одно упоминание Армии Крайовой грозило репрессиями, и хоть в сибирский ГУЛАГ не отправляли, но и застенки польских казематов курортными назвать язык не поворачивается. Но, несмотря на все это, человеческая память жила.

И как только стало возможно создать музей Варшавского восстания, он был создан, и хранившие все это время тайком, ощущая очевидный риск, участники и их потомки, вольные свидетели тех героических дней, понесли в музей неумолимые свидетельства эпохи.

Именно эта гражданская память, граничащая с гражданским подвигом, помогла воплотить в реалии детище Ярослава Качинского — один из самых важных и нужных, а главное прекрасно организованных музеев -– Музей Варшавского Восстания.

Позволю себе подчеркнуть еще одну важную разницу в отношении к памяти варшавян и на более близких читателю просторах. В Варшаве скрупулезно восстанавливали и продолжают восстанавливать каждое имя погибшего в кровавой мясорубке войны, понимая, что каждое имя имеет свою историю и свой смысл. Увы,

восточнее продолжают прикрывать раны войны словами "никто не забыт и ничто не забыто" – по своей сути формулой важной, но безликой,

ибо и забытых и безымянных по полям, лесам, городам миллионы. Согласен, восстановить имена военнослужащих сложно, ведь часто по приказу люди шли в бой, сдавая документы. Стране и партии нужен был подвиг и лучше безымянный, который при случае можно было приписать тому, кто был выбран для нужд кремлевской пропаганды. Именно поэтому Пискаревское кладбище украшают колумбарии с одними только датами 1941-1942-1943... А имен нет, хотя восстановить имена мирных жителей города, который не взяли, наверняка было бы при желании значительно проще, чем восстанавливать имена героев сожженной, разрушенной, практически стертой с лица земли Варшавы. Почему я пишу об этом? Потому что

сменилось название государства, но отношение к его гражданам, к простым людям, остается прежним.

Казалось бы, что общего с тем далеким военным годом и тем, чем живем мы сегодня? С сожалением попробую ниже показать — слишком многое. Да, роль разделяемой страны переехала несколько восточней, и сегодня не над Польшей (может быть все дело только в членстве в НАТО?), а над Украиной колдуют кремлевские мясники. Фальсифицируя историю, убеждают правдами и неправдами, что нет такой страны, такого государства, что народ собрался случайный и противоречивый, что для всех будет лучше, если ее – Украины — вообще не будет. Пытаются активно вбить колья вражды между гражданами Украины различных национальностей и вероисповеданий, различной языковой и культурной ориентации. В нормальном государстве в этих различиях ищут и находят возможности для обогащения государственной культуры, науки и образования, в тоталитарных все наоборот – главная цель столкновение, противопоставление одних другим. Именно таким образом тоталитаризм управляет людьми. Возможно еще страшнее то, что попытками отрицать историю, фальсифицировать ее, насаждать псевдоисторическую правду взамен объективной, закладывается мина замедленного действия и страшной разрушительной силы.

Совсем недавно в Крыму было много отдыхающих и хоть случались стычки, в основном с крымскими татарами, жизнь на полуострове шла своим чередом. Касательно же крымских татар, как и десятки других народов, объявленных поголовно виновными в СССР, заметьте, в Третьем рейхе таких народов было только два! Многие десятилетия советского господства судьба крымских татар была однозначна! Для них Крым был закрыт. Что это, как не мина замедленного действия? Мина, которая обязательно рванет, так как память человеческая чаще длиннее жизни. Что свершилось 16 марта? Все было поставлено с ног на голову.

Лозунг "Крым наш" в реалии превратился в причину обнищания одних, очередного изгнания для других и пролитой крови для третьих.

Россия, и так самое большое государство в мире, приросло, вопреки действующим мировым законам и договорам, чужой территорией. И вот, несмотря на все потуги Кремля, не доехали до вожделенного отдыха тысячи россиян, потеряли, естественно, эту возможность тысячи украинцев и граждан европейских стран. Что в итоге? Проваленный курортный сезон, а следовательно неминуемое понижение уровня жизни тех, кого одурила кремлевская пропаганда. Печальный итог, но с ним еще как то можно жить, хотя в XXI веке и странно. Но аппетит к агрессору, как известно, приходит в процессе еды. И вот, пробивая себе путь к отъеденному еще в 90-ых островку советского режима – Приднестровью, заполыхали огни гражданской войны, с участием иностранных наемников, в подавляющем большинстве "ушедших в отпуск" пострелять в своих соседей.