Был на акции «Возвращение имён». Это публичное чтение пермяками списков пермяков, расстрелянных в годы Большого террора (1937-1938) по политическим статьям. Расстрелянных в это время и официально реабилитированных выявлено на сегодня 7474 человека. Сколько ещё не выявленных или осуждённых за слова и мыслепреступления по выдуманным уголовным статьям, плюс сгнившие в лагерях за «колоски» и прочую сталинскую параноидальную хрень – бог его знает.

Фамилии расстрелянных читали в микрофон на просторной обихоженной площади, венчающей Комсомольский проспект и улетающей в Каму. Возникла очередь на чтение. Читали всего 3 часа, очередь меняла состав. Громко, на несколько сотен метров вокруг, каждые 7-10 секунд повторялось слово «расстрелян»… «расстрелян»… «расстрелян»… «расстрелян»… «расстрелян»… «расстрелян»… «расстрелян»… «расстрелян»… «расстрелян»… «расстрелян»…

Это я не для беллетристического эффекта. Тысячекратно повторённое, произнесённое в слух именно в микрофон – как бы торжественно и почти официально – это слово потрясает чудовищной обыденностью и размахом, стоящего за ним нашего человеческого зла. Необоримого, потому что массового и народом принятого.

И есть ещё дебилы, которые не в состоянии впустить в себя это понимание – из трусости, политической чванливости или идеологической узколобости.

Думаю за 3 часа в Перми увековечили всего чуть больше тысячи безвинно убитых нашим государством. Акция будет продолжена. За это взялись «Мемориал», «Пермь-36» и "Музей советского наива" Андрея и Надежды Агишевых.

Оригинал