Размещаю интервью о Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, которое я дал корреспонденту сайта corrupcia.net
Экономист Георгий Мацуга рассказал «Коррупции.NET», какая польза от Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) России, сколько там сейчас денег, дал прогноз – будет ли экономический кризис?
– Георгий, скажите, пожалуйста, сколько денег в Резервном фонде РФ?
– По данным Министерства финансов Резервный фонд по состоянию на 1 октября этого года составлял 90 миллиардов долларов, или 5% от ВВП, а Фонд национального благосостояния 83,2 миллиарда долларов, или 4,6% от ВВП. Сумма обоих фондов 9,6% от ВВП. Сейчас государственный долг России составляет около 11% от ВВП. То есть государственный долг почти полностью обеспечивается средствами этих двух фондов.
– Что будет, если цены на нефть будут оставаться высокими?
– Если цены на нефть будут оставаться высокими, то это приблизительное равенство средств фондов и государственного долга будет сохраняться и дальше. Эпоха падения цен на нефть начнется, скорее всего, в 2020 году. Поэтому в течение ближайших нескольких лет Резервный фонд и ФНБ удастся сохранить.
– Руководитель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова сообщила, что если нынешние негативные тенденции сохранятся, то Резервный фонд государства может быть потрачен полностью за два года. Что об этом думаете?
– Голикова верно указывает на возможность возникновения проблем уже в следующем году: всегда нужно быть готовым к самому худшему варианту развития событий. Если, предположим, события будут развиваться по крайне неблагоприятному сценарию и цены на нефть упадут, например, до 60%, то я не исключаю, что дефицит государственного бюджета составит порядка 5% от ВВП. Два года такого дефицита – и у России не останется не только Резервного фонда, но и Фонда национального благосостояния. А во время эпохи падения цен на нефть дефицит бюджета в России возникнет обязательно. Может быть, не 5% от ВВП, а, например, 2 или 3%. То есть этих двух фондов хватит только на несколько лет после того, как установится долгосрочная тенденция к падению.
– Тогда какая от них польза?
– Единственная польза от них, таким образом, такова: дать правительству несколько лет для того, чтобы оно успело провести изменения в бюджетной системе России, необходимые для сдерживания бюджетного дефицита в приемлемых рамках на фоне падающих цен на нефть. Если за первые несколько лет эпохи падения цен на нефть правительство сможет провести такие преобразования, то России удастся благополучно пережить эпоху падения цен на нефть. Если же правительство не сможет воспользоваться этими несколькими годами, полученными благодаря данным фондам, то последствия для российской экономики могут оказаться крайне неблагоприятными. Поэтому план действий на случай развития событий по крайне неблагоприятному сценарию у правительства должен быть уже сейчас. И по этой же причине требование от крупных банков планов самооздоровления на случай кризиса – обоснованная инициатива.
– Можете дать свой прогноз: будет ли экономический кризис в России?
– Я полагаю, не будет. Кризис в рамках среднесрочного бизнес-цикла Россия пережила в прошлом году. В этом году должен был бы начаться подъем, но паника на рынках, спровоцированная неблагоприятной внешнеполитической обстановкой, воспрепятствовала его началу. Вероятность кризиса, связанного с продолжением падения цен на нефть в следующем году есть, но я ее оцениваю на уровне 20%: как я сказал, к этому событию нужно быть готовыми, хотя вряд ли оно произойдет в следующем году. Ухудшение внешнеполитической обстановки, как я полагаю, тоже маловероятно. Согласно имеющимся признакам, власти России не собираются втягивать нашу страну в масштабную войну. Поэтому в следующем году я жду экономического подъема. Но, к сожалению, этот подъем будет, скорее всего, достаточно вялым: роста 7% в год, как это было в 2000-е годы, мы не увидим. Скорее всего, рост экономики в 2015 составит 2-3% по сравнению с нынешним годом.