Город, осень, самое время вспоминать стихи.

Падают листья, как будто увяли 
В райских садах, из заоблачной дали 
Падают в знак отрицанья. 

Город как писал Шекспир, делает человека свободным, но, к сожалению не все города дали возможность человеку (свободно) дышать чистым воздухом. Человек создал тысячи вариантов комфортной организации работы и своей жизни, но не смог решить проблемы, касающиеся транспорта и здоровья. Леса, парки, аллеи, скверы, рощи становятся для некоторых российских городов абстрактными понятиями, словами, а не объектами, в которых действительно можно пройтись и даже подышать свежим воздухом, заряжаясь энергией.

Живописная или не очень картина экологического состояния города, это критерий, по которому можно оценивать уровень социально-экономического развития территории. Обычно информация об экологической ситуации в развитых странах общедоступна и занимает одно из ведущих мест в политической и общественной жизни общества. Чем мы конечно в настоящий момент не можем похвастаться, адекватных, полных и достоверных данных об экоположении города нет.

Формирование городского ландшафта, отношение к природным ресурсам это определенная культура мышления, характеризирующая жителей города тем или иным образом. Либо как жителей урбанизированной застройки, где теплый унитаз это верх комфорта, либо как несостоявшихся горожан мыслящих своими хатками. Виртуальные кущи становятся реальнее, дорожки в ближайшем парке все дальше. Шорох осенних листьев пугает больше, чем звуки в динамике мобильного гаджета. Невинность теряется теперь не в садах Гесперид, а с помощью щелчка мыши в квесте.



Знаменитый поэт У. Б. Йейтс, живший в викторианскую эпоху, когда писали Конан Дойль и Тургенев написал.
В экстаз восторга погрузился Локк;
А значит, саду умирать пора;
Прядильную машину «Дженни»
Бог Извлек из своего ребра.

Зачем же городам лесопарковые зоны, сады, лужайки, скверы или одинокостоящие памятные деревья? Тяга к природным ландшафтам вполне объяснима, сложно быть человеком в городе подчиняясь неестественным, неприродным, техногенным циклам. И только оставшись один на один с природой, где-то между стеной химчистки, автопарковкой, или может быть с семьей, мы черпаем скрытый дух леса? 

Духи леса сопротивляются, Пан играет на Свиристеле Стравинского, а для тех кто хочет услышать или поймать нимфу, еще не все пути отрезаны.

Где-то есть, за темной далью 
Грозно зыблемой воды, 
Берег вечного веселья, 
Незнакомые с печалью 
Гесперидовы сады. [...] 
Девы, благостно нагие, 
Опустив к земле глаза, 
Встретят странника, как друга, 
Уведут тебя в густые, 
Светлоствольные леса. 



Потребности горожан в отдыхе и восстановлении сил в основном удовлетворяются чаще всего в ближайших лесных насаждениях, парках и лесных территориях. Сохранение зеленых насаждений вклад в продолжительность жизни горожан. Любовь горожан к паркам это любовь к прошлому к Эдемскому саду, проще говоря, к раю, к естественному ареалу обитания…либо транзит в будущее, где их тела дигитализируются в цифровую вселенную.... Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у городских жителей, - мечта об утраченном.

Сбережение зеленых насаждений, рекультивация парков, воссоздание садов это не просто работа с физическим пространством, материальными объектами. Создание садов, скверов благоустройство аллей это работа с гениус локи, это работа с внутренним временем, созданием идентичности …

Старые сады это воспоминание, перевод на язык природы важных символов, которые чтили философы и мудрецы. Садоводство этими мудрецами воспринималось как часть архитектуры, и – как важная составляющая их натурфилософии, как со-творчество с Великим Архитектором Вселенной – преобразователем Природы. Сад уподоблялся Эдему, где достижение Эдема являлось одной из целей морального самосовершенствования. «Путешествие» по парку равноценно странствию и пропагандировало путь к Свету Истины. Это понятно, когда шествуешь например, по Архангельскому или находясь в недавно реставрированном парке в псковской усадьбе Тригорское Вульфов. В нем восстановлены парковые солнечные часы, как и в Воронеже в Петровском сквере, безусловный атрибут «масонских» парков – знак постоянных перемен. 


Садово-парковые насаждения или великовозрастные леса, включенные в зону города решают в городе ряд экологических проблем. Во-первых, снижают загрязненность воздуха. Снижая шум, парк отвечает и задаче снижения запыленности и загазованности воздуха. Загрязненный воздух в городе, отравляя кровь окисью углерода, наносит некурящему человеку такой же вред, как и выкуривание курильщиком пачки сигарет в день. Зеленые острова высотой в 15 метров и шириной хотя бы в 50 м, способны уже обуздать эти казни египетские,- пылевые ванны, вызванные эрозией почвы и вечной стройкой. Специалисты говорят, что таким образом можно снизить запыленность на 70 %.

Лес место в котором можно спаять духов места и человеческую природу влить в старые меха новое вино… В чаще леса, среди дубов, вязов и кустарников, пчел и цветов витают маленькие духи, Обероны и Лели.
Они - душа леса, а что такое душа вообще, душа человека в частности, - не лес ли это, где человек может заблудиться среди собственных чувствований? Может стоит заблудиться, как мне кажется казни Египетские не очень привлекательны.

Оригинал