У меня такое ощущение, что со всех сторон идет восстание против не концепции Права Человека, а против универсальности данной системы. 


При этом универсальностью не довольны потребители, им мало той универсальности, которая заложена в современной концепции Права Человека. Для простого обывателя Права Человека - это про все, про хорошую жизнь, про счастье, про сытость, про хорошую работу, про дома и достаток. 


Также универсальностью концепции Права Человека не довольны и власти, потому что они никак не поймут, за что бы они ни брались, везде Права Человека, а власть должна очень четко понимать, где граница, отделяющая одно от другого, без этого понимания власть просто задыхается. Без определения границ невозможно вообще управлять. Хочешь управлять -- определи свои полномочия, определи полномочия подчиненных, определи полномочия тех, кто рядом с тобой и равен тебе, осознай полномочия тех, кто выше тебя. Граница -- это смысл власти. А тут универсальные Права Человека с абсолютно мутными границами. Права Человека - это про все? С моей точки зрения - нет. 


Ожидаю что плюхи мне приплывут со всех сторон: со стороны людей поддерживающих концепции, что Права Человека -- это про все, и со сторонников противников безграничности Права Человека. 


Но очень хочется сказать, что Права Человека -- это про тех, кому плохо в данный момент, для тех, кто находится в очень сложной ситуации, это про тех, кто очутился в силу тех или иных обстоятельств в зоне риска. Права Человека -- это не про каждый день человеческой жизни, это не про постоянно и всегда. Права Человека -- это про нахождение человеческого тела и человеческого разума в зоне очень большого дискомфорта, с очень опасными последствиями.

 

Поэтому, положа руку на сердце, Права Человека -- это не про всех людей и не для всех людей. Человек может за жизнь ни разу не встретиться с ситуацией нахождения в области необходимости применения институтов защиты Прав Человека. Это так! При этом, скорее всего, институты Права Человека, прежде всего, касаются тех, кто в силу своего положения находится в зоне риска, это про людей, которые в силу тех или иных причин асоциальны и опасны для общества именно своей асоциальностью. Права человека -- это почти всегда про плохих, про не устоявшихся в обществе и про их взаимоотношения с обществом, про их путь к обществу. 

Права ребенка не касаются всех детей и всех родителей. Права женщин не касаются всех женщин. Права инвалидов касаются не всех инвалидов. Фраза из Конституции "каждый имеет право" -- не касается каждого.  Это парадокс, но это именно так. 


Следующий момент, который тоже вызовет негодование. Права Человека -- это не про абсолютные запреты власти. Это про запреты в отдельных областях, это про запреты в определенных ситуациях. Права Человека -- это не про абсолютный запрет для власти убивать каждого, это не про абсолютный запрет применять насилие, лишать свободы, принуждать, вторгаться в личную и семейную жизнь, вторгаться в область свободы религии, слова, собраний и т.п. 

И вот тут возникает большая коллизия. Права Человека -- это необходимость и способность власти и людей договариваться, про социализацию, про то, что в этой коммуникации всегда должен быть найден социализирующий выход. Это про проход в тотальном. Права Человека -- это про туннель из асоциального в социальное. Как только мы перестаем это понимать, мы обрушиваем саму концепцию Прав Человека, мы привязываем Права Человека к экономической успешности государства, вручаем право успешным государствам навязывать экономическим неудачникам свою волю, размахивая флагом Прав Человека. Права Человека -- это про то, что бы человек, попавший в зону риска, не попадал в ситуацию безысходности.



Извините, что вынужден это сказать. Но у меня такое ощущение, что универсальность, воспринимаемая сегодня, может привести нас к потере этой очень важной для общества конструкции, важного для общества института - Права Человека.