Обратил внимание на пост Антона Касанова - http://7x7-journal.ru/post/48542, который  выставлен на ветке Кировской «Семерки».

 Собственно об этой рефлексии  на фильм «Солнечный удар» Н.С.Михалкова  у меня и возникла реплика.

 

  Хороший фильм  несмотря на 180-минутный, нетипичный для современного жанрового кино хронометраж.
Определить жанр можно коротко как драма,  но скорее это выигрышное и много раз уже апробированное в прокате соединение лав-стори с социальной фаталь-катастрофой.



 Рекламный слоган картины  «Как всё это случилось?»   замечательно точно определяет суть вопроса  – демонстрируется смена (обрезание) "элит" в процессе  истрического,  в данном случае  ре-Эволюционного обновления,  когда правящий класс из бывших "благородий"  ("…ни в мыслях и ни в чем нетвердых"),  оказался де-факто не способным  ни к вспыхнувшему когда-то романтическому чувству,  ни к управлению страной-державой под скипетром венценосного-"помазанника"...

 Власть - это реализуемая на практике способность управлять.

 Бывшие "благородия",  как выясняется  по ходу развития сюжета картины,  были уже не способны реализовать старые способы управления в изменившихся условиях - произошла смена логики социального поведения у большинства населения  России  и эксплуатируемая ими среда естественно возмутилась  вплоть до канонического и узнаваемого описания "потопа".


 Технология обрезания "элит" в точке бифуркации хорошо описана в ДОТУ (Достаточно общая теория управления),  поэтому Н.С.Михалкову осталось ...  только довести до осмысления сценарий (драматургию),  соединивший пару рассказов И.Бунина (угадываются также и отсылки к прозе М.Алданова),  и… выигрышно подать картинку.

 Экранная картинка действительно вышла воздушно-прозрачная и лубочно-красивая  - оператор Владислав Опельянц  поработал славно  и со вкусом к ретро (или псевдо-ретро, как будет угодно),  причем цитаты из С.Эйзенштейна  здесь в цвете и вполне даже не моветон.


  …А слезы? - слезы давно высохли,  в т.ч. на СенЖеневьев деБуа из документального фильма Л.Парфенова про дореволюционного фотографа Прокудина-Горского.
  В современном отточенном управлении остались только технологии, меркантильные интересы различных кланов "элит" и никакой лирики. 

 Разве только ржавые виньетки с "благородными" вензелями прежних владельцев, словно забрызганные кровью...


  Вместе с тем толпо-"элитарное" общество не делится на «про нас» и/или «про них» (что хорошо сказано в рецензии А.Касанова),  т.к. обе части это целое одной большой толпы, которую еще В.Белинский определял как "собрание людей, живущих по преданию,
думающих по авторитету". 

 И в данном случае Н.С.Михалков, похоже, решил технологично и расчетливо сделать ставку и использовать обе части этого принципа-определения, не дав зрителю необходимых пояснений,  то есть не отделив и себя (в том числе) от так называемой "элиты",  а значит и от толпы.

 Поэтому... пока МЪера понимания в обществе происходящих с нами событий остается крайне низкой... плыть нам в одной общей "барже".   Немногим, оч.немногим будет предоставлен крохотный "философский пароходик", но и он,  что называется,  без права возврата.

 Сентиментально,  длинно-красиво,  но… «под занавес» режиссерской карьеры хотелось бы большего.

 Довольно уже "благородно" манежиться.

И, к сожалению,  5-ти серийный вариант картины для телевидения, полагаю, ни в чем не превзойдет моих расчетливых ожиданий..... Увы.

   

    Детская коляска с забытым кем-то "куриным БоЖком" катится вниз по "эйзенштейновской" лестнице:

...Ступенька 87, 88, 89. 

"АпофеозЪ примиренiя".   -  Снято! 

  И здесь уместно было бы разместить кадр с лицом "полковника" инженерных войск Туманова,

отразивший его последние мгновения жизни на слегка качнувшейся качельке...

 ...Не нашел, поэтому оставлю такое "жизнеутверждающее" заключение: