Жизнь в России глазами французского военнопленного

Как-то попала мне в депозитарии Герценки в руки книга Руа И. Французы в России. СПБ, 1912. Вот что он, в частности, писал:

«Простые рогожи служат для крестьян постелью, а верхняя одежда заменяет одеяло. Кровати им совершенно неизвестны. Мебель состоит из простой деревянной скамьи, идущей вдоль стен избы и заменяющей и диван и постель. Лампа является предметом роскоши и встречается только у самых богатых крестьян. Большая же часть обходится с помощью тонко наструганной из сосновых поленьев лучиной. Когда им говоришь, что при неосторожном обращении с огнем легко вызвать пожар, они отвечают: «Чему быть, того не миновать!». Этот фатализм, отзывающийся фатализмом восточных стран, свойственен всем народам, не вышедшим их некультурного состояния.

Когда входишь в избу русского крестьянина, тебя обдает всего отвратительным запахом, пропитанным миазмами, наполняющим всю атмосферу этих жалких лачуг, лишенных света и притока свежего воздуха. Господствующий в них запах – запах кислой капусты, одного из главных кушаний простонародья в России.

Русский крестьянин умеет владеть топором с удивительной ловкостью. Так как в деревнях обыкновенно нельзя встретить ни плотников, ни столяров, то каждый из них владеет топором, который заменяет им и пилу, и рубанок и все прочие инструменты.

Деревенское население по своим душевным качествам стоит гораздо выше городских жителей. Оно отличается большей любезностью, более участливо, менее склонно к воровству и менее низменно. А если бы ему предоставить благодеяние свободы, которого оно, безусловно, достойно, то оно стало бы еще лучше.

Когда русский крестьянин станет фермером и будет снимать у собственника его землю, вместо того, чтобы работать на него в качестве раба, он удесятерит доход своего теперешнего господина.

В Европе не найти ни одной такой страны, где было бы так мало изуродованных или просто плохо сложенных людей, как в России. Во время зимы дети бывают едва одеты. В деревнях их можно встретить бегающими на улице  в одной рубашке. Малые ребята, почти голые, охватив своими руками зябнущее тело, садятся на снег и на лед. Как только они озябнут, или почувствуют недомогание, они тотчас забираются на печь, где стоит невыносимая жара. И вот таким образом, приучаясь, сначала переносить 25-30 градусов мороза, а затем 25-30 градусную жару, он (ребенок) закаляет свое тело.

Во всем свете, кажется, не найдется другого народа, который так сильно любил бы спиртные напитки, как любит русский народ. Самые из них крепкие,  он предпочитает всем остальным. Наши слабые вина не представляют для него никакой прелести, так как производят слишком слабое действие на его вкусовые органы, огрубевшие от слишком частого употребления хлебной водки. Это водка приготовляется без особых приспособлений и имеет прогорклый вкус и запах.

Человек из простонародья пьет ее во всех случаях жизни и во все часы дня. Если он рад и весел, он отправляется выпить, чтобы более усилить свою радость. Если он чем-то опечален, то пьет, чтобы найти в водке свое утешение. Обыкновенно часто проявляется беспробудное пьянство во время праздников. Нередко можно видеть после какого-нибудь особенного торжества, празднуемого зимой, как поднимают на улице окоченевших, а то и обледеневших людей. Анатомические музеи Петербурга и Москвы зимой никогда не испытывают нужды в трупах для своих занятий. По подсчетам статистики, ежегодно на всем пространстве империи количество умирающих жертв пагубной страсти к спиртным напиткам достигает 200.000 человек.

Русский человек музыкален по природе и подобное явление мы беремся объяснить без затруднений. Народы, обладающие верным слухом, склонные к пению и музыке, в то же время всегда обладают мягким и гармоничным языком, так как речь их скорее певуча. Если вы вслушаетесь, как говорят итальянцы или русские, то заметите без труда, как быстро они вариируют и колеблют интонацию своего голоса. Русский народ, обладающий таким певучим языком, является в то же время и самым музыкальным из народов мира. Это мне подтвердил де Марцилли,  который изъездил всю Россию  по всем направлениям.

Русский крестьянин известен своей кроткостью и своим бесконечным терпением. Но, зато, когда он доведен до крайности, его кроткость перерождается в ярость, а терпение – в неудержимый гнев. Человек как бы исчезает в нем в эти минуты, уступая место лютому зверю.

Женщины в России, в общем, гораздо более образованны, чем мужчины. Они отличаются своим великодушием и состраданием к несчастью ближнего. Их сердце доступно кротким эмоциям и жалости. Однако, эти же самые особы, одаренные от природы и в силу полученного ими воспитания такой чувствительностью, бесстрастно и даже индифферентно смотрят на наказания своих крепостных».

(Руа И. – Французы в России. Воспоминания о кампании 1812 года и двух годах плена в России. СПБ, 1912, с.143,144,148, 149, 150, 153, 173, 175.

Правда, хороший срез эпохи?

Александр Рашковский, краевед, 9 октября 2014 года.