Михаил Ходорковский увидел в России ситуацию, сходную с предреволюционной, и рассказал об этом американскому журналисту Чарли Роузу.
Так называемые аналитики пропутинского толка привычно заныли: никакой революционной ситуации нет, зарплату платят, украинская война окончилась худым перемирием, поддержка Путина – около 90 процентов, оппозиция либо сидит под домашним арестом, либо разъезжается...

Смешно напоминать этим полуграмотным ребятам, что в 1916 году Ленин сидел в Цюрихе и искренне полагал, что революцию едва ли увидят внуки тогдашних членов РСДРП, рейтинг власти хоть и снизился после 1914 года, но не до критических цифр, а интеллигенция либо призывала сплотиться вокруг трона, как Андреев, либо верила только в насаждение культуры, как бывший буревестник Горький.

Иное дело, что собственная наша страна не очень хорошо нам известна, и после вдалбливаемого во все головы исторического материализма мы слабо себе представляем законы ее развития. Вот Ленин в 1921 году («О продовольственном налоге») открыл для себя многоукладность российской экономики переходного периода – а Гефтер в конце ХХ века сделал вывод о том, что Россия всегда многоукладна, и это нормальная черта стран «второго эшелона».

Точно так же и революционная ситуация в ленинском понимании («Маевка революционного пролетариата») в России всегда: верхи постоянно чувствуют, что не могут управлять по-старому, а низы опять же вечно недовольны. Но мало ли семей, где верхи не могут, а низы не хотят?

Живут как-то, ищут утешение на стороне (эмиграция) либо в фейсбуке (мастурбация). Чтобы случилась революция, революционной ситуации недостаточно – ни в экономике, где все довольно плохо, ни в политике, которой фактически нет. И удешевления нефти недостаточно, и роста доллара хотя бы и до 50 рублей – тоже.

Невозможно сомневаться – если, конечно, смотреть в глаза правде, – что революция в России будет, и дай бог, чтобы бескровная: все другие варианты развития заблокированы, а кризис уже идет полным ходом, и неизбежная, многократно предсказанная внешняя экспансия не может надолго от него отвлечь. Напротив, она же еще и сдетонирует.

Вопрос только – когда именно народу надоест? Ведь надоедает ему не тогда, когда кончаются деньги (в девяностые выносили и не такую скудость), и даже не тогда, когда ему откровенно плюют в рожу, пичкая самой третьесортной ложью. Надоедает тогда... когда надоедает.

То есть это фактор чисто хронологический, а не экономический. Ну просто вот достало, и всё. Мы действительно вступаем в интересную ситуацию, и зашкаливающий рейтинг власти никого не должен обманывать.

Как бы нам только не попасть после этого в кратковременную, но полноценную диктатуру, случающуюся в России после переворотов. Когда и верхи очень могут, и низы страстно хотят, а в результате всех без суда кончают.
 

Источник