В конце XIX -начале XX вв. 8-часовый рабочий день был одним из ключевых требований рабочего движения. Многим тогда казалось, что по мере увеличения производительности труда будет сокращаться рабочий день, оставляя возможности рабочим заработать на жизнь, а работодателям получить достаточную прибыль.
Однако мир пошел по другому пути. Людям по-прежнему не хватает денег, хотя планка потребления выросла радикально: когда-то не хватало денег на велосипед, теперь - на новый автомобиль, когда-то на комнату в коммуналке, теперь - на оплату купленной в кредит квартиры. В силу этого очень многие мечтают не о сокращении рабочего дня, а о дополнительной работе. Кроме того, работодатели ищут все новые возможности растянуть рабочий день, игнорируя элементарную вещь: чем больше человек работает, тем хуже он это делает.
В интеллектуальной деятельности это имеет принципиальное значение. Однако те, кто управляет, тоже работают все больше, поэтому думать особенно некогда и некому.
P.S. На днях ознакомился со своей учебной нагрузкой. Она в 2,5 раза выше, чем в советское время. Говорить о качестве образования при таком менеджменте означает опуститься на его уровень.
Предложение МОТ сократить рабочую неделю, как мне представляется, у нас не найдет поддержки ни у работодателей, ни у большинства работников.
Приложение
"Коммерсант" (7.10.2014):
Кризис перепроизводства труда
МОТ предложила сократить рабочую неделю до четырех дней
"Международная организация труда (МОТ) предлагает своим членам, в число которых входит и Россия, перейти на четырехдневную рабочую неделю.
Это позволит увеличить число рабочих мест, благоприятно повлияет на здоровье работников и окружающую среду, считают в организации. В России идея вряд ли будет реализована из-за низкой производительности труда и "критической зависимости" экономики от сырьевых доходов, скептичны эксперты. Но в профильном комитете Госдумы обещают, что предложение МОТ "не останется без внимания".
МОТ предложила сократить рабочую неделю до четырех дней. "И это не шутка, а очень популярная тема, которую часто обсуждают в бизнес-кругах",— сообщается на сайте ООН. Как отмечают эксперты организации, это позволит увеличить занятость и благоприятно скажется на экологии, поскольку уменьшится количество поездок на работу. Кроме того, многие заболевания связаны с переработками и стрессом, а люди, которые работают меньше, более продуктивны. "Те, кто проводит в офисе долгие часы, нередко лишь имитируют бурную деятельность",— утверждают эксперты МОТ. С идеей сокращения рабочего времени ранее выступали глава Google Ларри Пейдж и мексиканский магнат Карлос Слим Элу, занимающий вторую строчку Forbes. Если ввести трехдневную рабочую неделю, можно нанять двух сотрудников на одно место, при этом у обоих будет больше личного времени, объясняли они.
Чтобы предложение МОТ стало обязательным для России, оно должно быть оформлено в виде конвенции, к которой РФ присоединится и которую ратифицирует, поясняет гендиректор юридической биржи Yurbee Анна-Стефания Чепик. После ратификации должны последовать изменения в Трудовой кодекс (ТК), но даже если этого не случится, документ МОТ будет иметь преимущество. На данный момент Россия уже ратифицировала 68 конвенций МОТ, часть из них привела к изменениям в ТК. Председатель комитета Госдумы по труду Андрей Исаев заявил "Ъ", что предложение МОТ не останется без внимания. "Комитет на этой неделе примет решение о проведении круглого стола по данной теме",— сказал он. Но важно не количество дней, а количество рабочих часов, подчеркивает он, "если работать четыре дня по десять часов, получится такая же 40-часовая рабочая неделя". По его мнению, нужно обсуждать введение 36-часовой рабочей недели с сохранением зарплат. В Минтруде не смогли оперативно предоставить комментарий по этой теме.
Отечественные же эксперты и бизнес с осторожностью относятся к идее МОТ. Согласно исследованию Headhunter, в России лишь каждый десятый работодатель одобряет уменьшение рабочей недели до четырех дней, а каждый четвертый — категорически против, причем более половины из них не убедило бы и уменьшение зарплат работникам. Большинство трудящихся (67%) также не согласились бы на такие перемены. "Очевидно, материальная составляющая работы превалирует над личными делами и ценностью свободного времени",— констатируют эксперты.
Низкая производительность труда и критическая зависимость бюджета от сырьевых доходов не дадут "никакого шанса массово перейти на четырехдневную рабочую неделю в ближайшие одно-два поколения россиян", убежден управляющий директор Headhunter Михаил Жуков. По его мнению, никто не возьмет на себя ответственность целый рабочий день не качать нефть, не добывать газ, уголь. "Только когда значимая часть экономики превратится в "экономику знаний", а остальная будет управляться роботами, можно будет говорить о том, чтобы россияне могли больше отдыхать",— говорит он. Поскольку в России дорогая рабочая сила, а уровень производительности труда сильно отстает от Европы, сокращение рабочего времени на 20% приведет к росту себестоимости продукции, считает госпожа Чепик. "Мы уступаем по уровню выработки в производственных секторах в два-три раза, и пока это восполняется именно часами работы",— соглашается Игорь Поляков из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования.
Евгения Крючкова, Анастасия Мануйлова
Сколько работают европейцы
В зарубежных странах сокращенной рабочей неделей уже никого не удивить. Так, Google давно предлагает своим сотрудникам работать на 20% меньше полного рабочего времени, стимулируя их тратить это время на собственные проекты и исследования. Во Франции продолжительность рабочей недели была сокращена примерно до 34–35 часов, что повысило занятость и сгладило безработицу. В Нидерландах четырехдневная рабочая неделя практически стандартное явление, а максимальная продолжительность рабочего времени в день составляет 10 часов. В 2012 году среднее количество рабочих часов в неделю в Нидерландах составило 29, по данным СNNMoney. Датчане и норвежцы обычно работают по 33 часа в неделю. В Италии и Швеции, по подсчетам СNNMoney, на работу уходит в среднем по 36 часов в неделю".
Евгения Крючкова, Анна Занина.