Размещаю интервью, которое я на днях дал корреспонденту сайта  http://corrupcia.net/

Политический деятель Георгий Мацуга поговорил с корреспондентом сайта «Коррупции.NET» о национальных интересах России. Эксперт рассказал, как и при каких условиях их можно выработать в нашей стране.

– Георгий, премьер-министр Дмитрий Медведев недавно сказал, что Запад выстраивает свою политику так, что Россия не может выразить свои национальные интересы. Вопрос: а есть ли в принципе у России национальные интересы, если да, то какие?

– С моей точки зрения, национальные интересы России – это интересы жителей России. Мы должны стремиться к росту благополучия жителей нашей страны, ориентируясь на этический принцип: достижение наибольшего блага для наибольшего числа людей. И здесь важно не подменять понятия: не путать Россию как страну, народ (или народы) с чиновничьим аппаратом. Дело в том, что некоторыми политически ангажированными людьми нередко используется такой софизм: страна отождествляется с чиновниками и отсюда делается заключение о том, будто интересы страны – это и есть интересы чиновников. Вот от подобного рода софизмов и нужно отказаться. 

Без национальной идеи государство может существовать. Но, скорее всего, это будет государство, играющее второстепенную или третьестепенную роль в мировой политической и экономической жизни. 

– Как выработать национальную идею? 

– На мой взгляд, все попытки взять национальную идею «из головы» или «с потолка» – то есть создать искусственно – бесполезны. Скорее, национальная идея сама сформируется в сознании жителей России, если людям не мешать ее формулировать. А для того, чтобы люди смогли это сделать, государство должно создать такие условия, при которых порядочные, но не владеющие огромными состояниями люди, будут способны на протяжении нескольких десятилетий стать богатыми людьми – благодаря трудолюбию и целеустремленности. Для этого многого не нужно.
 
– Нужны лишь некоторые условия… 

– Во-первых, экономического характера (например, инфляция 2% в год, а не 9%, ставка по кредиту 5-6%, а не 25%, отсутствие нелепых – коррупционных – законодательных норм, ограничивающих ведение бизнеса). Во-вторых, политического: прежде всего, государство должно обеспечить соблюдение основных прав и свобод граждан России, в том числе права на свободу слова, свободу вероисповеданий и других. Ведь, как мы сможем выработать национальную идею, если каждый, кто выскажет свою точку зрения открыто, будет подвергаться репрессиям? 

С моей же точки зрения, наиболее подходящую национальную идею для России можно выразить следующими словами: свободная личность – сильное государство, богатый народ. Думаю, одно другому в этой формулировке не противоречит, а, напротив, одно другое подразумевает. Что же касается стран Запада, то, на мой взгляд, они нам не враги, а конкуренты. Да, там много сил, недоброжелательно относящихся к России. Но у этих сил руки коротки, чтобы суметь причинить России какое-то ощутимое зло. И мой совет Дмитрию Медведеву и другим высокопоставленным чиновникам – не пенять на Запад, если у самих что-то не получается: как говорится, плохому танцору всегда что-то мешает. 

– В одном из своих недавних выступлений Медведев сказал правильную вещь: санкции Запада – всего лишь 5% от проблем России, а остальные наши проблемы имеют внутренний источник….

– К сожалению, в качестве средства решения этих проблем Медведев указал разработку месторождений полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока и инфраструктурные проекты вокруг Москвы. Но это – сырьевая модель, которая ведет Россию в тупик. О том, как на самом деле нужно решать проблемы России, Медведев много правильного сказал в те времена, когда был президентом. Тогда он много говорил. К сожалению, в основном говорил лишь об институциональных реформах. Именно это и нужно России – правильные институты, это и есть те самые условия, которые позволят порядочным гражданам самим решать свои проблемы. Почему-то Медведев теперь даже почти не говорит об институтах. И это изменение в его риторике внушает пессимизм. Я не верю в тезис «Меньше слов – больше дела». Я верю в другой тезис: «За словом должно следовать дело». Но если нет даже слова, нет даже мысли, то никакого дела мы точно не дождемся. В годы президентства Медведева мы слышали много правильных слов, но дел за этими словами почти не следовало. 

– Сейчас Путин пытается что-то сделать. Но правильные ли мысли в основе его дел? 

– Присоединением Крыма Путин продемонстрировал людям свое намерение действовать во имя России и ради России. Поэтому я готов допустить, что у Путина есть желание сделать что-то хорошее ради России. Но если и так, то есть ли у него понимание того, какие еще шаги нужно предпринять для этого? Есть ли у него понимание о том, что самое важное сейчас – во-первых, сохранив результат присоединения Крыма, не допустить войны между Россией и Украиной; во-вторых – провести важнейшие институциональные преобразования? Судя по имеющимся признакам, масштабного вторжения войск России на Украину нет. Это внушает надежду на то, что войны между Украиной и Россией не будет. Но что касается институциональных изменений, то имеющиеся здесь тенденции неутешительны.
 
– О чем свидетельствует начавшаяся в России шпиономания?


– Начавшаяся в России шпиономания, поиск «врагов народа» свидетельствует о том, что власти собираются использовать сложившуюся ситуацию для ужесточения политических репрессий. И если такое ужесточение произойдет, то прогноз для России будет неутешительный. Ориентированная на политические репрессии политическая система Советского Союза не смогла справиться с казавшейся слабой кучкой диссидентов. Сегодня же попытка предельного ужесточения политических репрессий почти неизбежно приведет к событиям, похожим на Евромайдан. Поэтому, если что и погубит Россию, то не санкции Запада, не американская атомная бомба, которую на нас все  равно никогда не сбросят, даже если кто-то этого очень хочет, а наши власти и в конечном итоге мы сами – избравшие такие власти.

– Благодарю за беседу!