Дмитрий Быков: «Мережковский был гений, крупнейший, по-моему, писатель и мыслитель своей эпохи – крупней и значительней Горького, Розанова, Флоренского, Белого, Вячеслава Иванова, – и недаром Нобелевский комитет рассматривал его как основного конкурента Бунина. Однако в сегодняшней России Мережковский мало кого занимает, и время его придет не скоро. В том, что придет, – сомневаться нельзя... Мысль Мережковского – школа свободы, праздник ясного и сильного разума. В нынешней нашей тьме этот светоч сияет куда ярче, чем сто лет назад. Неясно только – это мысли его приобрели дополнительную глубину, многократно подтвердившись, или русская тьма стала гуще». Вся лекция о Мережковском ниже.



Удивительно, но я совершенно согласен с Быковым. Кое в чем, наверное, можно уточнить. Но идеи символизма и неплохие пробы пера в этом жанре, все проблематика сборника "Вехи", блестящий анализ Толстого и Достоевского плюс эссе "Грядущий хам" - уже делает его самым зорким и плодотворным автором эпохи.


А есть еще его исторические романы: Юлиан Отступник, Леонардо Да Винчи, Петр первый, декабристы - на историю он глядит сквозь свою религиозно-философскую концепцию. Он, вместе с женой, З.Гиппиус, был инициатором церковно-общественных собраний начала двадцатого века, где было сказано почти все за и против РПЦ, что говорится сегодня.
В конце жизни он много и интересно анализировал апокрифы (записи о Христе, не канонизированные церковью).


Пожалуй, творчество Мережковского было моим введением в философию.

Оригинал