Среди механизмов формирования социально-правового неравенства в наше время нередко то там, то тут всплывает люстрация - система запретов на занятие ответственных постов в государственных органов на основе причастности к службе в аппарате предшествующего режима или занятия ответственных позиций в прежней социальной системе. Это форма изъятия из всеобщей демократии, имеющая политические цели недопущения противников или потенциальных противников к равноправной конкуренции в борьбе за власть, но предполагающая серьезные социальные последствия для целой категории граждан, подвергающейся дискриминации на рынке труда.
Люстрация использовалась с разной степенью усердия и жесткости в ряде стран, вышедших из Советского блока в 1990-е гг. Тогда ее целью было исключение явных сторонников коммунистического режима из процесса борьбы за власть. В России Г.Старовойтова предлагала ввести ее для работников аппарата КПССС и тех, кто формально и неформально был связан с КГБ, но проект не прошел. Однако ее история глубже. В ФРГ был запрет на профессии для граждан, связанных с компартией. В США в эпоху маккартизма были существенные ограничения демократических прав, в т.ч. в социальной сфере, для заподозренных в коммунистических связях или убеждениях. Еще раньше была денацификация Германии.
В Украине в 2005 гг. были разработаны проекты люстрации после "Оранжевой революции". В начале 2014 г. требование люстрации уже применительно к руководящим работникам аппарата Януковича было поднято Евромайданом. И вот 16 сентября 2014 г. такой закон под сильным давлением улицы был принят. По оценке премьера Яценюка, под него попадает около 1 млн чел.
Классика жанра, правда, не обозначавшаяся термином "люстрация" - система ограничения политических и социальных прав для бывших сотрудников царского госаппарата в СССР в 1918-30-е гг. Этот принцип был заложен в конституции 1918 и 1925 гг. Его объекты получили название "лишенцы" (главный механизм социального исключения - лишение избирательных прав). В 1926 г. их насчитывалось чуть более миллиона чел., но вскоре цифра выросла до трех миллионов. Тогда упор делался на "эксплуататоров", а из прежнего госаппарата - на чинов полиции. "Лишенцы" не только лишались права избирать и быть избранными, но и косвенно исключались из ряда областей социальной жизни. Этот механизм действовал до 1937 г. (см. подробнее здесь).
Уголовное преследование также предполагает ограничения прав, однако оно в отличие от люстрации опирается на расследование преступлений конкретного лица, а не наказание целой категории, которая получает статус неблагонадежности без суда и следствия на основе простой логики: сын капиталиста не может любить Советскую власть, а потому - потенциальный враг, которого надо изолировать от ответственных мест.
В основе люстрации лежит логика, которую классики марксизма-ленинизма сформулировали в качестве обоснования необходимости диктатуры пролетариата: для победы подлинного народовластия необходимы временные изъятия из системы демократии для потенциальных противников. Если не обращать внимание на демагогические различия, а смотреть только на механизм социального исключения, то обнаруживается удивительное сходство между либерализмом и большевизмом. Диалектика: борьба с большевизмом вгоняет в соблазн стать большевиком.