Сегодня мне позвонили с «Первого городского канала» и предложили съездить в Копанский переулок, где сейчас сносят флигель усадьбы Хохряковых, построенный в 1908 г. Сам художник Николай Николаевич Хохряков в этом флигеле работал, принимал гостей и отдыхал от дел насущных.  Все что я увидел – руины дома, горы мусора, вырубленные деревья. Конечно, то, что сейчас творится с его флигелем даже не просто возмутительно, это в каком-то роде уже яркий диагноз: как архитектурно-строительной, так и культурной политике местных властей. 

Напишу от себя, что хочу сказать.

Я воспринимаю эту печальную историю со сносом флигеля Н. Н. Хохрякова в следующем контексте. Дело в том, что, насколько я понимаю, здание флигеля усадьбы не принадлежит дому-музею Хохрякова, это частное владение, поэтому с ним и поступают таким вероломным образом. Разговоры о том, что флигель, как здание обладающие уникальной исторической ценностью, должно быть передано в ведение усадьбы Хохряковых шли последние лет 15. Но, к сожалению, дело с мертвой точки не сдвинулось.  При этом я хочу напомнить, что текущий год является годом культуры. Полагаю, что это событие должно было сподвигнуть ответственных чиновников провести некую ревизицию культурных объектов и решить спорные вопросы в пользу сохранения и преумножения культурного наследия. Подобного рода мероприятие было осуществлено летом в отношении дома-музея Васнецовых в Рябово, но до Хохряковых дело не дошло. И так как этого сделано не было, сегодня мы наблюдаем уничтожение дома, где работал и принимал гостей уникальный для истории города художник. Получается, что в год культуры мы свое достояние не преумножили, а наоборот потеряли.

Конечно, флигель в последние годы мало был похож на памятник истории и культуры. Поэтому я отчасти готов понять (но не принять) риторику тех комментаторов, которые говорят, мол, что же жалеть деревянную халупу? Но нужно отдавать себе отчет в том, что, во-первых, здание, как и человек, живет свою жизнь, если за ним не ухаживают, если за ним нет надзора, то здание приходит в упадок. Сегодня это здание просто доведено до ужасного состояния и это произошло не случайно.  И второе, полагаю, что если бы флигель был вовремя передан музею, то после надлежащей реконструкции выглядел бы совсем иначе.  Более того, очевидно, что там могли бы проводиться выставки и другие мероприятия культурного плана. Но, к сожалению, сейчас уже, похоже, поздно говорить о спасении не только флигеля, но и соответствующей части города, которая сохранила вид еще доекатерининской планировки улиц, а теперь превращается в лакшери-район.

P.S. ОНФ подал в прокуратуру заявление по поводу данного объекта, но думаю что все бесполезно.



фото newsler.ru

Оригинал