Какой бы высоко интеллектуальной деятельностью человек ни занимался, ему весьма сложно обойтись без навыков ручного труда. Потому что в быту и на отдыхе, в некоторых других сферах жизни мы постоянно сталкиваемся с необходимостью лично выполнить какую-то физическую работу. К ней с ранних лет должны приучать детей семья и школа.
Михаилу Герасимовичу уже за семьдесят. Он одинок и часто болеет, поэтому домашнее хозяйство у старика изрядно запущено. Прошлым летом у него почти две недели гостил племянник из Вологды. Анатолий (так зовут парня) учится в университете и приезжал в поселок, чтобы отдохнуть от городской суеты и развеяться на сельском приволье.
- Помог ли родственник справиться хоть с какими-то делами? - поинтересовался я у Михаила Герасимовича, когда студент отбыл домой.
- Да какое там... - махнул рукой пенсионер. - Похоже, нынешняя молодежь совсем не приспособлена к жизни. Толя вызвался было поправить забор, но как только приступил к работе, сразу же поранил молотком руку. Доверить ему топор и тем более бензопилу я не решился. Найму кого-нибудь постарше и поопытнее.
С Анатолием все понятно: он, как-никак, горожанин, живет в благоустроенной квартире на всем готовом и не часто мастерит что-то своими руками. Но ведь и сельчане, я имею в виду молодых, нынче не хотят (а порой и не умеют!) заниматься делами, связанными с физической работой.
В поселке Тегро-Озеро, где я живу, раньше действовал леспромхоз - один из самых мощных в Архангельской области. Все жители имели работу и прилично зарабатывали. Несмотря на статус промышленных рабочих и хорошие доходы, многие из них свободное время посвящали сельскохозяйственному труду. Земли вокруг поселка были распаханы под огороды. И даже летние постройки люди там возвели - домики, сараи, навесы. Хозяева разводили на участках плодово-ягодные кустарники, выращивали картофель, овощи. И за счет "фазенд" держали коров, коз, поросят.
Сейчас подсобным хозяйством почти никто у нас не занимается. Постройки обветшали, заборы повалились, обихоженные земли вновь захватывает дикая растительность.
Может быть, в поселке случился экономический бум и уровень жизни стал настолько высоким, что полностью отпала нужда в огородах? Как раз наоборот. Леспромхоз практически ликвидирован, и теперь большинство поселян - пенсионеры да безработные. Люди старшего возраста уже не имеют сил заниматься хозяйством. А молодые не имеют желания, предпочитают пробавляться пособиями по безработице либо случайными заработками.
В современной России хоть пруд пруди юристов, экономистов, менеджеров и прочих представителей офисного планктона, а хороших слесарей, токарей, монтажников, плотников, других квалифицированных рабочих повсеместно не хватает. Почему так получилось? Как мне кажется, причина в том, что наше государство почти не занимается кадровой политикой и совершенно недостаточно заботится о людях труда.
Сия тенденция возникла не сегодня, а пару десятилетий назад, когда в стране утвердились псевдорыночные отношения. Новый правящий класс, нагло приватизировавший общенациональное достояние, смог внушить обществу, что главное в жизни - обогащение любой ценой. Прежние моральные нормы, в том числе уважение к простым труженикам, были цинично растоптаны. Как пример для подражания пропагандировались ловкачи, умеющие "делать деньги". Подобные настроения проникли в производственные коллективы и семьи, поразив весьма многих россиян. И даже учебные заведения не устояли, заметно ослабили работу по трудовому воспитанию и профориентации учащихся.
Взять, к примеру, нашу Тегринскую школу. Раньше здесь все ребята привлекались к посильной работе. На пришкольном участке они выращивали картофель и овощи, что существенно удешевляло школьные обеды. Одно время при образовательном учреждении функционировала даже своя небольшая ферма, где содержалось несколько поросят, за которыми ухаживали в том числе и дети. Регулярно проводились субботники по благоустройству и уборке территории.
В школьной мастерской, оснащенной различными станками и прочим оборудованием, мальчишки под руководством учителя ремонтировали мебель, изготавливали различные изделия на продажу. Там все они получали основательные знания и навыки по работе с деревом и металлом. А девочки в кабинете домоводства учились готовить, шить, осваивали другие виды рукоделия.
При школе действовал автокласс. Он был расположен в специально возведенном отдельном здании с помещением для теоретических занятий и гаражом. Здесь старшеклассники постигали азы водительской профессии. В их распоряжении были различные макеты и тренажеры, исправный грузовик.
Ну и, конечно же, все учащиеся привлекались к самообслуживанию - дежурствам по столовой, классу, школе (разносили в столовой блюда и собирали пустые тарелки, убирали в кабинетах, следили за чистотой в коридорах, поливали комнатные растения и т.п.).
А что нынче? Автокласс в Тегринской школе разукомплектован и закрыт - задолго до того, как она лишилась статуса полной средней. Мастерская для обучения ребят трудовым навыкам не используется и тоже разукомплектована. Заброшен пришкольный участок. Воспитанники почти не привлекаются к решению хозяйственных задач. И даже в собственных классах учащиеся теперь не убирают, сия функция возложена исключительно на штатных техработников.
Такая ситуация во многих школах. Это результат той политики, которая осуществляется в образовательной отрасли последние двадцать лет.
А вспомните об учебно-производственных комбинатах, где подростки параллельно с занятиями в школах имели возможность приобретать рабочие профессии. Подобные структуры действовали в стране повсеместно. И где они сейчас? Тоже ликвидированы. Из-за хронического недофинансирования и невнимания со стороны государства и общества значительно деградировала и система начального профессионального образования, в свое время весьма успешно обеспечивавшая народное хозяйство квалифицированными рабочими кадрами.
Пожалуй, не будет большим преувеличение, если сказать, что у нас уже вступает в жизнь поколение белоручек. Чтобы остановить эту тенденцию, надо возрождать престижность ручного труда. И советский опыт, как мне кажется, здесь вовсе не лишний.