На прошлой неделе состоялась презентация открытия в Кировской области международного проекта "Молодой бизнес России" (далее - МБР), а именно, подпрограммы, направленной на развитие наставничества.
Сразу скажу, что было приятно, когда презентующий отказался от слова "менторство" в пользу русского слова "наставничество". Дело не в том, что я "борец за руссификацию" (да, я за русскую речь, но и не отрицаю профессиональное использование иностранных слов). Просто слово "наставничество" в этом контектсте более правильное, чем менторство (нравоучение, поучение). 
Наставничество - это более сложный процесс, так как, в отличие от поучений, наставник не дает готовых решений в виде советов, а обязан помочь наставляемому самому придти к своему правильному решению.
У нас был период, когда многочисленные коучи и тренера "развивали" мышление слушателей путем установки "якорей" и "штампов". И, к сожалению, противопоставить их веселым тренингам и деловым играм было практически нечего.
Другое дело - наставничество. Понятие давно знакомое тем, кто работал на заводах или в советсткие времена работал в социальной сфере. Но понятие с новой формацией и новыми приоритетами в жизни ушло в прошлое. Крайне редко сегодня можно увидеть наставничество.
Что же такоем наставничество? Думаю, что в практической плоскости это понятие многогранное. Например, то, что презентовали в рамках МБР предусматривает передачу опыта наставника через встречи и беседы с наставляемым в достаточно узкой сфере - мелький и малый бизнес. 
Конечно, в этом понимании наставничество отличное средство моральной поддержки начинающего предпринимателя, ведь для большинства будущих бизнесменов существует страх и неуверенность в успешности своего бизнес-проекта и совет более опытного позволит преодолеть их. Но есть и другая сторона - человек, запускающий свой бизнес, делает это в ущерб своей личной (а для кого-то и семейной) жизни. И эта сторона начинания также принцципиально важна для предпринимателя - как, начав свой бизнес, не потерять себя и свою семью.
И необходимо понимать, что в случае успешного развития наставничества, наставник со временем может стать еще и духовным наставником и будет помогать молодому человеку перестраивать его жизнь в свете новых условий. 
А это в свою очередь заставлит кандидатов в наставники уже сегодня задумываться о своей готовности помогать еще и в этом направлении жизни предпринимателя.
Другой риск, который был озвучен в ходе презентации, как удержаться в наставниках и не стать партнером или инвестором проекта наставляемого. Конечно, наиболее интересный путь для наставника - подобрать наставлемого с близким к своему бизнесу проектом, а потом постепенно интегрировать его бизнес в свой. С таким интересом и советы будут более конкретны и наставник вполне вероятно будет готов сам вкладывать в развитие нового бизнес-проекта. Но это не наставничество, а развитие уже существующего бизнеса. И многие опытные и успешные предприниматели сегодня уже во всю практикуют подобный подход, что тоже правильно и эффективно, как с позиции наставника, так и наставляемого. Правда, возникают вопросы о том, а видит ли себя наставляемый молодой человек готовым к собственному бизнесу или же он, передавая риски и ответственность наставнику, готовы быть наемными работниками.
Вообщем, МБР - очень своевременный проект, который актуален в свете усилившихся разговоров о кадровом "голоде" и необхоимости удержания молодежи в пределах региона. Но его запуск будет связан с готовностью наставников. Я увидел первую "десятку" заявивших о своей готовности. Думаю, что после запуска появятся еще новые наставники и наставляемые. И этот проект вполне может заслужить особое внимание в предпринимательском, научно-образовательном и властном сообществе.

Оригинал