Не первый месяц - а пожалуй, и не первый год - я задаюсь вопросом: почему одни наши земляки и соседи охотно включаются в разные общественные акции, а другие живут для себя? То есть, неважно, холят и лелеют они себя, любимых, или относятся к своей жизни наплевательски, но дальше "своего личного" не смотрят и о чужих интересах не думают? Это совершенно точно зависит не от достатка: сколько раз сталкивалась с тем, что первыми на помощь приходят пенсионеры, многодетные семьи и горожане с инвалидностью, непростой судьбой и солидным грузом собственных проблем!

Обычно от безучастных же можно услышать отговорки в стиле "времени нет", "не вижу смысла", "не хочу делать за других их работу", "что мне - больше всех надо?", "мне за это не платят". И еще: "Я плачу налоги и больше никому ничего не обязан, пусть на заплаченное мной государство всем и помогает" (...а также сделает мне дороги, радио, спортплощадки, концерты эстрадных звезд первой величины для всего города - и желательно бесплатно либо очень дешево). При этом обязательно ссылаются на "советские времена", когда "всё было". А давайте разберемся, так ли справедлива их тоска по тому времени и утверждение, что тогда" всё падало чуть ли не "с неба" без усилий со стороны рядовых граждан, "заплативших все налоги и живущих спокойно". 

...Добровольчество (волонтерскую деятельность) можно считать "подпоркой" общества в несовершенном государстве. Судите сами: если в стране хватает ресурсов (всяких: и материальных, и интеллектуальных, и управленческих) на помощь больным, слабым, не способным за собой ухаживать самостоятельно - причем не только людям, но и животным, если она может своевременно справиться с последствиями некоего стихийного бедствия (а еще лучше - их предупредить) - потребность в деятельности общественных добровольческих структур отпадает.

То есть право оказать кому-то знак внимания, "сделать приятное", протянуть дружескую руку у человека не отнять, конечно: если он хочет это делать, он будет это делать всегда. Есть "люди-доноры", которые, видимо, некомфортно себя чувствуют, если ни с кем не делятся добром и позитивом.

Но это будет именно знак внимания - приятный, но не жизненно необходимый. Ведь всё жизненно необходимое - без экономии, пренебрежения, зато со знанием нюансов и частных случаев - уже предоставлено (было бы) Идеальным Государством. Всем нуждающимся, вовремя, и не по принципу уравниловки или "блата", а в нужных количествах. И одежду, и жилье, и аксессуары для ухода, и лекарства - не "самые дешевые - для экономии бюджетных средств", а те, которые лечат (=облегчают состояние) и не калечат (побочными эффектами вследствие недостаточной очистки и наличия нежелательных примесей).

То же самое - с правоохранительными и иными государственными органами: нужно ли объяснять, что в Идеальном Государстве у них не возникает проблема отсутствия технических средств, кадров и КАЧЕСТВА этих кадров, чтобы, к примеру, противодействовать городскому вандализму или пьяному вождению, взращиванию различных запрещенных растений, незаконной торговле спиртным или некими специфическими веществами? Или, скажем, загрязнению окружающей среды...

То же - с городскими/поселенческими коммунальными и другими службами, у которых в идеале нет затруднений с финансами, временем и силами на содержание территорий в образцовом порядке. 

Ну, представили себе эту неземную красоту? Размечтались! И быстренько поняли, что в обозримом будущем нам (и не только нам) это не грозит, а значит - в нем же, обозримом, добровольцам-волонтерам всегда будет что делать: всегда рядом окажутся те, кто нуждается в помощи и поддержке, причем вовсе не по своей вине (скажем, лишившись здоровья по пьянке или спустив всю наличность и недвижимость в азартных играх), а просто потому, что все мы живем в Неидеальном Государстве, у которого на всё ни денег, ни ресурсов для контроля не хватает. Эта нехватка случается не только у нас: общественные организации и просто отдельные люди, Привыкшие Помогать, есть в любой стране. Ну, разве что там, где уровень жизни повыше, эту помощь могут оказывать чаще или на другом техническом уровне.

Так вот что хочется сказать, возвращаясь к многократно поминаемому - почему-то даже нынешней молодежью! - советскому строю с массой его "скрытых" (кто не хотел видеть) недостатков, но несомненным преимуществом: не нужно было в каждую минуту помнить принцип "за все надо платить" и осознавать основы рыночной экономики.

Тогда даже в нашей Белой Холунице на улицах далеко не центральных появлялись и успешно эксплуатировались настоящие тротуары из настоящего асфальта - там, где стояло подведомственное жильё какой-либо организации, способной о своих работниках позаботиться. У школ и детских садов тогда были шефы и не возникало затруднений с благоустройством территории: руководитель мог просто сказать: "нам нужно то-то и то-то", и не нужно было вдаваться в подробности бюджетного законодательства, соображать, из каких средств кто все это (например, новую дорожку, забор или кровлю) оплатит и как по бумагам все это оформит. Городским властям не нужно было считать копейки на установке и обслуживании городских урн или чистке тротуаров, а также на городском освещении, содержании парка и фонтанов... да что там: в городе собственный радиоузел был, и не нужно было считать окупаемость его работы, приходя к печальному выводу: содержать его в сложившихся условиях будет не на что! Короче, "тишь да рай - ну просто благодать!"

Представьте себе, и в этих условиях находились люди, которым "больше всех было надо" и которые не оглядывались на то, что им должно государство, а делали конкретные нужные дела сами.  

Сравнительно недавно я узнала о совместной деятельности двоих таких белохолуничан примерно в 60-е годы. Это учитель математики 1-й городской школы Павел Иванович Соколов и его товарищ с инженерным образованием по фамилии Крылов - имя на сегодня точно не установлено, вероятнее всего - Александр Иванович.

Вдвоем они занимались благоустройством левобережной части Белой Холуницы: основная заслуга активистов в том, что они собственными силами осуществили укрепление склона левого берега реки Белой Холуницы на участке от Погорелки до переходов. Со слов белохолуничан пенсионного возраста, этот склон не всегда был покрыт деревьями и кустарником. Учащиеся школ 50-60-х годов помнят левый берег в несколько ином виде, сами гуляли по его склону и свидетельствуют: с тех пор он значительно обвалился. Вероятно, желание противодействовать этому процессу заставило двух активистов за личный счет и своими силами посадить деревья на берегу. 

Они не особенно распространялись о такой своей деятельности среди коллег и знакомых, поэтому пока невозможно сказать достоверно, сколько времени, сил и средств было затрачено на это берегоукрепление, чем пришлось этим людям пожертвовать, чтобы завершить свое дело достойно. Очевидцы подробностей не знают - комментируют лишь результат. 

Неизвестно и то, сколько вложений пришлось сделать этим двоим, чтобы оснастить настоящими асфальтовыми тротуарами квартал от Набережной до улицы Володарского - в тех местах они и жили. Сейчас это бы назвали "ППМИ", но существенное отличие было в одном: своих соседей энтузиасты даже не просили "скидываться" и добавить свои вложения, чтобы совместно улучшить свои жизненные условия. Они просто делали это за свой счет - для себя, "а кто еще воспользуется - пусть, нам не жаль!" Опять же, неизвестно, обращались ли они к каким-либо государственным структурам за помощью в виде техники или материалов. А вот остатки тротуаров на левой стороне переулка (если стоять спиной к улице Володарского) заметны до сих пор: в нынешнем августе я лично их видела.

Да-да, я предвижу возражения: мол, тогда уровни цен и зарплат были иными, при нынешних условиях рядовой учитель и инженер честным путем за свои средства неспособны проложить асфальт на тротуаре по целому кварталу! Думается, однако, что дело было не только в доступности асфальта, но и еще кое в чем.

...О Павле Ивановиче удалось узнать, что учителем математики он был замечательным: его мастерство оценили даже люди с гуманитарным складом ума. Педагог умел ладить с детьми, был очень увлечен своим предметом - разъясняя тему, в азарте забывал обо всем, оттого мог стоять перед детьми, перемазанный мелом и при этом не менее обаятельный... Он был едва ли не первым владельцем частного легкового автомобиля в Белой Холунице - вероятно, это стало хорошей помощью в его активности по благоустройству, например, при доставке саженцев деревьев. Трудно сказать: не будь у него автотехники, стал ли бы он заниматься той же деятельностью? Думается, не наличие автомобиля стало решающим. 

Достоверных сведений о Крылове на сегодня нет: неизвестно даже, на каком предприятии он работал. Родственников и потомков обоих активистов на холуницкой земле не осталось.

Наверно, это одна из несправедливостей нашей местной истории: о людях, внесших вклад в развитие территории своей частной жизнью, за пределами рабочего места и не в рамках профессиональной деятельности, так мало известно. А ведь такие имена достойны того, чтобы быть увековеченными наряду с именами наших выдающихся краеведов и литераторов - А.А. Варакина, И.В. Порошина, Н.И. Марихина. Не знаю, заслужили ли они, чтобы их именами назвали улицу или площадь в нашем городе (хотя почему бы и нет?), но убеждена хотя бы в одном: обоих этих активистов нужно приводить в пример нынешней молодежи и горожанам постарше - особенно тем, кто считает, что "никому ничего не должен", а делать что-то не для себя - занятие пустое, неблагодарное и малоприятное.

Пока же хотелось бы по меньшей мере расширить информацию об этих достойных гражданах СССР и жителях Белой Холуницы. Восстановить факты биографии, трудового пути, детали общественной активности. Найти больше фотографий - хотя понятно, что в советское время не было такой фототехники, как ныне, и многое из местной истории осталось лишь в человеческой памяти.

Кое-кто, узнав об этом желании, зашикал: мол, что ворошить былое, следует проявить уважение к праху давно почивших и "оставить их в покое".

Только как-то не по себе, когда путают покой и забвение.

В одной из групп, посвященных Белой Холунице в сети "Одноклассники", есть такое фото П.И. Соколова. 

А пока посмотрим на места, которые он стремился сделать лучше. Фото сделаны в 2012-2013 гг.

В это переулке до сих пор есть асфальтовый тротуар, построенный энтузиастами. 

Когда-то высокий берег не был таким "кудрявым". Зеленые насаждения на нем - дело рук человеческих.

Нынешние горожане склонны относиться к берегам как к бесплатной свалке или в лучшем случае - к месту отдыха да территории, через которую ходят на рыбалку.

Так выглядел левый берег год назад.

Оригинал