День совка
У Ильи Ильфа, в его записных книжках, есть чудесная запись: «В квартире, густо унавоженной бытом, сами собой завелись тараканы».
Те, кто застал засилье тараканов, прекрасно помнят и другое — их удивительную способность появляться как бы ниоткуда. Их не было — и вдруг есть, хотя специально их никто к тебе в квартиру не заносил и быть им на твоей кухне не приказывал.
Однако, полагаю, гениальный Ильф написал эту фразу не о реальных тараканах. А о тех «тараканах», которые в голове.
Да, сейчас модно не любить Америку. Америка — враг, ее даже собираются объявить официальным противником в новой военной доктрине России. Ну, что ж, политика — вещь высокая, там могут врагом объявить кого угодно и за что угодно. Однако на нашем нижнем, бытовом этаже это вроде бы никого не касается. Всё так же все ходят в джинсах, пьют колу, с нетерпением ждут новый айфон.
И вдруг... Вдруг в славном городе Екатеринбурге местного популярного рэпера решили послать на музыкальный фестиваль в Румынию. А выступает этот рэпер под джазовое трио, которое, позади него, негромко играет. И тут выяснилось, что этот ансамбль играет не какие-то там мелодии, а американские. Не родной напев «Во поле березка стояла», а какой-то махровый американский блюз. Причем, заметим, никто по этому поводу письма в Кремль не писал и в ФСБ не звонил — решение было принято на месте. А решение таково: поскольку рэпера отправляет в Румынию местное управление Федерального агентства по печати, то от него потребовали заменить музыку на русскую. Он отказался. Тогда поездку в Румынию отменили, в ответ на что этот рэпер, Наум Блик, напомнил чиновникам, что они «продолжают ездить на немецких автомобилях, носить итальянские костюмы, американские джинсы с кроссовками и имеют зарубежные счета и недвижимость». Чиновники стыдливо смолчали, но счета не закрыли, автомобили не продали, джинсы с себя не сорвали, все идет по-прежнему — только сорвали музыкантам праздник.
Вдумайтесь, никто американскую музыку официально не отменял, наш общий любимец, саксофонист Игорь Бутман, большой сторонник власти, как американский джаз играл, так и играет, но в Екатеринбурге сломали музыкантам поездку, потому что…
Кстати, а почему? Почему какие-то «тараканы»-чиновники решили, что американский блюз русскому музыканту играть нельзя? Ответ прост, и называется он — «патриотизм головного мозга». Это когда ты запрещаешь не по сигналам из Москвы, а «по велению сердца и души, во славу России-матушки». Это когда ты, «таракан»-чиновник, сидишь во всем импортном и набиваешь на импортном мониторе импортного компьютера фразу «Запретить импорт!».
А есть еще любимица миллионов Диана Арбенина, так с ней — вообще анекдот. В политике она не участвует, с «бандеровцами» не целуется, против российско-украинской войны не выступает. И вдруг она пишет у себя в Фейсбуке нечто удивительное: «Мне запретили играть практически везде на территории России, мне приписывают вранье про поддержку бандитов-фашистов-националистов и прочей шушеры. Врут про то, что я просила прощения (упаси Господи брать на себя такую ношу) за Россию. Рассказывают доверчивым, сидящим перед телевизором, про американского мужа и гастроли по Украине. Вранью нет конца. Я не знаю, чем вызвана эта травля. Я играю рок-н-ролл, и я это делаю, как могу, уже 20 лет без какого либо политического подтекста. Я хочу жить в свободной стране, и была уверена в своей личной неприкосновенности как гражданин, любящий и страдающий за свою родину и ничем себя в своей стране не запятнавший. Я не знаю, чем и когда это закончится. Уже все возможно, и мне не у кого просить защиты».
Вот такие отчаянные слова. Конечно, это удивительные слова от человека, играющего рок-музыку. Рок — он вроде как всегда социален, он чего-то там отстаивает, за что-то борется. Да, «упаси Господи брать на себя такую ношу» — открещивается от социальной ноши рок-музыки славная Диана Арбенина. Она — не Макаревич какой-нибудь, она с Порошенко не якшалась и «шушеру» никогда не поддерживала. И вот — на тебе! А все, чего хочет сама Арбенина, — это жить в свободной стране. А вообще она — человек, «ничем себя в стране не запятнавший». И ищет защиты.
Знаете, бог с ним, с этим русским роком, который, видимо, давным-давно умер. Г-жа Арбенина мучается вопросом, почему отменяют ее концерты. Отвечаем: потому что она играет рок, пусть даже мертвый. Потому что она играет ту же музыку, что и Макаревич с Шевчуком. Потому что она, конечно, играет «20 лет без какого-то политического подтекста», но когда-то Цой спел, что «перемен требуют наши сердца», — и сейчас «нейтральная» г-жа Арбенина за Цоя отдувается. Потому что «патриотичного» рока не бывает, это музыка бунта, а бунт «пахнет Майданом»...
И, думаете, решение по Арбениной принималось где-то в Кремле? Бред! Когда Россия густо унавожена фальшивым патриотизмом, то решение по любому запрету может принять любой «таракан». И он плевал на фантазии Арбениной, что она хочет жить в свободной стране. Для него свободная страна — это страна без Арбениной, которая играет музыку, не утвержденную советским худсоветом, — а значит, могущая предать, как предают Россию джазовые музыканты.
«Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!» — этот совковый бред снова в ходу. И «тараканы» с густо унавоженной кухни современного агитпропа — все больше и больше в силе. Потому что, когда гаснет свет, наружу всегда вылезают тараканы. А с ними — уродливые тени прошлого.
Вот на ВДНХ, славной территории возрожденного Советского Союза, проходит книжная ярмарка. Из «западных» издательств — Армения, Венесуэла, Северная Корея. Среди популярных названий, бросающихся в глаза: «Путин и мировая закулиса», «Что украл Чубайс», «Евромайдан и США», «Горби — агент ЦРУ»... Десятки новых издательств-тараканов, выползших из щелей и штампующих псевдоисторию, потому что сейчас это модно.
Модно превратить современную жизнь в свое маленькое средневековье. Модно лгать, запрещать все направо и налево, не разбираясь в сути. Модно призывать к агрессии. Модно ломать людям биографии, «чморить» их в эфире, призывать к лишению наград и званий, припечатывать к ним ярлыки «предателей» и «пятой колонны».
И это не приказ свыше — это именно мода, бессмысленная и беспощадная, когда задача тех, кто «наверху», — лишь унавозить реальность… нет, не бытом, как у Ильфа, а ложью и окопной психологией. А дальше дело пойдет само собой — «тараканы» приползут и отравят жизнь по полной.
Как мы знаем, реальные тараканы куда-то исчезли, и ученые гадают, куда и почему. То ли пластиковые пакеты подкосили их благополучие, то ли какая-то радиация, то ли даже тараканы не смогли есть то, что едим мы. Но ученые обещают, что они вернутся, ибо известно: они наиболее живучи и могут пережить даже ядерный взрыв.
Но «тараканы от совка» уже вернулись в виде торжества самых низких человеческих пороков — вранья, двуличия и агрессии. И все это не по приказу, а по велению совковой души. Тут дихлофосом не справиться. Нужен капитальный ремонт квартиры.