Параллели между современной Россией и Третьим Рейхом, между Путиным и Гитлером появились не сегодня. Этот риторический прием вызревал медленно и долго. Однако после аннексии Крыма он получил массовое распространение не только в популярных мировых СМИ, оппозиционных Кремлю, но и в обыденном дискурсе, где все оппоненты Путина на автомате прибегают к этой параллели как ключевому критическому аргументу.


Я здесь не собираюсь оценивать политику Кремля. Предмет данных рассуждений - технология конструирования исторической параллели "Россия - Третий Рейх" как одного из идеологических проектов, где критерием качества является не историческая достоверность, а способность вызывать негативные чувства. Третий Рейх - для абсолютного большинства людей во всем мире - земное воплощение имерии дьявола, поэтому всякое сходство с ним - серьезное пятно на том, кого сравнивают. Это эффект оскорбления.


Мой тезис состоит в том, что параллели с Третьим Рейхом очевидны. Однако выбор для сравнения именно нацистской Германии - это манипулятивный прием, т.к. не меньше параллелей такого же типа можно найти и со странами, имеющими классический либеральный режим. Причина выбора именно Третьего Рейха лежит не в объективном сходстве, а в идеологических целях, диктующих выбор объектов для сравнения.


Пост-имперский синдром, связанный с падением статуса государства, испытали на себе не только Германия после Первой мировой войны или Россия после распада СССР, но и все метрополии распавшихся империй: и Испания, и Португалия, и Голландия, и Англия, и Франция, Япония, а еще раньше - Китай. Сравнивать с ними можно только в научных целях, а для идеологической и политической борьбы с Кремлем подходит только Третий Рейх.


Государственное педалирование гражданского национализма (тут Германия вообще никаким боком не подходит, там расизм, в котором нельзя упрекнуть Кремль) вызывает больше всего ассоциаций с Америкой с ее гражданской религией (молитва флагу, сакрализация символов и т.д.). В современной России такой уровень гражданского национализма - лишь мечта ярых патриотов. Сравнение российского официального национализма с нацизмом - очень примитивная натяжка.


В современной России есть этнический национализм, который в своем крайнем сегменте очевидно перекликается с нацизмом, а то и прямо связан с его логикой. Однако, во-первых, это сугубо маргинальная часть политического и интеллектуального спектра страны, во-вторых, Кремль этим ни в коей мере не грешит, понимая простую истину: это нож в спину России как многонционального государства. Наличие же интеллектуально-политических маргиналов типа Дугина и Жириновского - характерная черта всех западных стран. И их влияние растет во всем западном мире, поэтому естественнее параллели с ним. А шанс их превращения, как в Германии, в господствующую силу гипотетически есть везде.


Российское мессианство перекликается с идеологией Третьего Рейха. Однако, во-первых, оно озвучивается как идея, воспринимаемая большинством общества с большой иронией в качестве симптома наивности ее авторов. Во-вторых, в России это часть маргинального дискурса в отличие от США, где мессианство институционализировано и в политической идеологии, и в политике, уходя корнями в широко укорененное в религиозных массах восприятие Америки как новой Земли обетованной. Есть, правда, "Москва - третий Рим", но кто в современной России это воспринимает всерьез? И Кремль на это не претендует. 


Третий Рейх ставил целью мировое господство. При чем тут современная Россия? К Путину можно предъявить много претензий, но не в такой глупости. Вся его геополитика в отличие от Третьего Рейха, США или СССР - это попытка только не быть сателлитом Белого дома и кое-где вести свою игру в этом направлении. И все агрессивные телодвижения - это лишь безуспешная попытка сохранить свою самостоятельность перед лицом мягкой силы НАТО в Европе (прежде всего, безуспешно противостоять экспансии НАТО на восток и окружения России стеной безопасности).


Третий Рейх был открыто тоталитарным государством, современная Россия выстраивает модель авторитарного государства, а между этими моделями огромная разница. Риск же трансформации авторитаризма в тоталитаризм есть везде, как и элементы такой трансформации (например, слежка за гражданами, регулирование частной жизни).
Сравнение современной России с нацистской Германией - сильный, но очень наивный риторический прием, рассчитанный на аудиторию глотающую слова без их расшифровки. Однако такая простота дискредитирует критику путинского режима, ибо позволяет ему легко перевести всех критиков в одну категорию простых манипуляторов общественным мнением.