В очередной раз проехал на велосипеде по Европе, теперь по Португалии. Сделал для себя удивительное открытие: в сосновых лесах на берегу Атлантического океана - белые островки чего-то очень знакомого. Подошел поближе - точно, наш северный ягель, вот уж не думал увидеть белые боры на Пиренеях. Правда, растет он не сплошняком, а только клочками, но все равно - удивительно.
Помните, раньше говорили о Европе "от Лиссабона до Владивостока"? А вот теперь перестали и зря, конечно.
Размышляю о стране, в которой я хотел бы жить. Невероятные возможности мы упустили и теперь уже, видимо, навсегда.
Европа прекрасна, Португалия - самая бедная страна Западной Европы, но города ее изумительно красивы и чисты, дороги великолепны, люди доброжелательны и скрупулезно честны.
Народы Европы зажаты в своих маленьких благополучных странах, нет простора, мало возможностей. Португальцы едут в Анголу и Бразилию - свои бывшие колонии, но это очень непростые, плохо обустроенные и опасные места. Россия всем европейцам и интересна и симпатична и никакие холодные войны не способны это переломить.
Российская культура и русский язык обладают потрясающей адаптивной силой: мы способны включить в себя, приспособить и улучшить все самое интересное, что создало человечество: слова, произведения, смыслы, сюжеты, идеи, блюда, стили, технические инновации, социальные практики. Только одна вещь нам противопоказана категорически - нам нельзя закрываться от мира и сидеть надувшись, как мышь на крупу. Но именно это мы и решили сделать. В очередной раз.
Казалось, все ведь так просто. Пусть несовершенная, но демократия, с постепенным снятием всех барьеров, истреблением виз, улучшением инфраструктуры... Неспешная поступательная гуманизация: суды, полиция... Европейцы и так уже хлынули в Россию, но почти исключительно в Москву. Не хватило децентрализации, более равномерного распределения бюджетов, поддержки местных инициатив. Поменьше тюрем, силовиков, бряцания оружием. Побольше фестивалей, конфессий, гастролей, зон свободной торговли.
В каждом городе нужна площадь, где рядом бы стояли храм и мечеть, кирха и синагога. Вот такая Россия раздвинула бы свои границы до глобальных размеров. Скорее всего в этом синтезе и заключался замысел Творца, создавшего самую большую страну мира.
Европа сама пришла бы в Россию, привлеченная великими возможностями, красотой природы, искренностью людей, масштабом идей... Что им там сидеть и ругаться на скупивших все немцев...
Но у нас никаким немцам не скупить и десятой доли, да и недолго им ходить немцами, французами, итальянцами - обрусеют, как и миллионы их предшественников, проглотит их необъятная российская вселенная.
Украина? Даже говорить смешно - мы для них совершенно естественная метрополия. Летел обратно через Киев, сидел с людьми из Тернополя - самыми " лютыми" бандеровцами. И по русски-то не говорят, хотя читают и все понимают, а зачитываются нашим Акуниным и нашей классикой.
Вводить в Украину танки? Нет и не может быть ничего бредовее.
В Украину нужно вводить наши книги, наши фильмы, наши открытия.
Украина сама приедет в наши университеты, только преподавать там должны не полоумные Дугины, а лучшие мировые нобелиаты.
Сложно ли это сделать? Совсем нет - в стране полно денег, нужны только институты самоуправления, университетская демократия, отказ от понимания вузов, как приводных ремней тупой пропаганды.
Бессмысленно теперь уже говорить обо всем этом. Только чудо может вернуть страну на этот единственно разумный путь развития.
Конкуренция с Америкой? Извольте! Только не военная, а созидательная, в экономике, науке, привлекательности. А ведь у нас перед ней огромное преимущество - между нами и Европой нет океана, а выиграет тот, кто перетащит к себе эту богатую старушку. И просторов неосвоенных мы можем предложить - Америке и не снилось. Слабо им против такой России.
Но победить весь мир, противопоставив ему беспардонную ложь, инфантильный уход в "несознанку", бесцеремонные ухватки дворовой шпаны, наглость безнаказанного насильника - как мои соотечественники могут поверить в возможность такой победы? Видимо, их жизненный опыт, российский опыт подсказывает им, что так бывает. Похоже, бывает, но это та действительность, от которой мы должны были уйти и не ушли. В мире уже давно побеждают сотрудничество и кооперация, договороспособность и последовательность. Такой должна была стать наша страна.
Только ее нет и уже не будет: впереди у нас почти наверняка прозябание и распад .
И хорошо, если не военная катастрофа.