Григорий Богослов, по словам исследователей, очень часто просто думал уединившись. Даже когда ему предлагали занимать высокие социальные посты, он предпочитал удалиться в какую-то пещеру и просто думать в уединении. И история жизни его - это история думающего человека, которого история иногда выдергивала куда-то, но смысла в этом для Григория не было.
Вот, по-моему, фраза, которая очень сильно отражает сегодняшнее состояние наше.
"И богословие твое не сделает ли он поборником своих собственных богов и страстей? Если мы сами употребляем такие изречения во зло, то еще труднее убедить противников наших, чтоб любомудрствовали, как следовало бы нам. Если мы сами у себя «изобретательны на зло» (Рим. 1, 30), то как им не коснуться того, что действительно в нас есть? Вот следствия нашей междуусобной брани! Вот польза от подвизающихся за слово более, нежели угодно Слову, и от подвергающихся одной участи с лишенными ума, которые зажигают свой собственный дом, или терзают детей, или гонят от себя родителей, считая их чужими!".
А чуть дальше, буквально через 2-3 предложения он пишет: "ни всего, что против нас у нас же самих берет лукавый".
Мы не более того, что есть "поборники своих собственных богов и страстей". Наши "боги" и наши "страсти" подчинили нас себе. А прогресс наш — это только наша изобретательность «во зле» для самих же себя и не более того. А дальше? А дальше мы куем орудие, которые против нас же и обратит лукавый.