Первые стихи о Москве в мировой литературе принадлежат, как ни странно, перу иноземца - барочного немецкого поэта Пауля Флеминга (1609-1640). В августе 1634 года он в качестве врача голштинского посольства прибыл в Москву. Голштинцы просили разрешить проезд через территорию Русского государства для торговли с Персией. Договор сулил русским хорошую прибыль, немцев приняли очень радушно, и дело было улажено. В Московии к этому времени восстановлено относительное спокойствие, недавно заключён мирный договор с Речью Посполитой, активно развивается внешняя торговля. Для немцев, чья страна переживала, может быть, самое страшное время во всей своей прошлой и будущей истории, - Тридцатилетнюю войну, наша страна должна была представляться просто мирным раем.
Замечательный переводчик немецких поэтов XVII века Лев Гинзбург писал:
"Он <Пауль Флеминг> увидел ширь: жил в Ревеле, в Новгороде, в Москве, в Нижнем, в Астрахани, узнал русский быт; проникся приязнью к русским, к эстонцам, мордвинам, татарам, ногайцам, черкесам, лезгинам. Он написал несколько сонетов, посвященных Москве, желал ей нетронутого войной голубого неба, тишины. Вместе с ученым и путешественником Адамом Олеарием он плыл на корабле "Фридрих" вниз по Волге, к Каспию, писал, что своим стихом когда-нибудь еще заставит Рейн услышать мелодию волн Волги".
Немцы пробыли в Москве четыре месяца, потом снова вернулись через год, чтобы плыть в Персию. "Орфей немецких аргонавтов", Флеминг около двух лет проведёт в Персии, а по возвращении в Европу умрёт на 32-м году жизни от воспаления лёгких. Торговля с персами, увы, не принесла нашим зарубежным партнёрам прибылей, а для нас, может быть, самой большой прибылью от совершившейся сделки стали не пошлины, а "русские" стихи Флеминга.
Великому городу Москве в день расставания
Краса своей земли, Голштинии родня,
Ты дружбой истинной, в порыве богоравном,
Заказанный иным властителям державным,
Нам открываешь путь в страну истоков дня.
Свою любовь к тебе, что пламенней огня,
Мы на восток несём, горды согласьем славным,
А воротясь домой, поведаем о главном:
Союз наш заключен! Он прочен, как броня!
Так пусть во все века сияет над тобою
Войной не тронутое небо голубое,
Пусть никогда твой край не ведает невзгод!
Прими пока сонет в залог того, что снова,
На родину придя, найду достойней слово,
Чтоб услыхал мой Рейн напевы волжских вод.
(пер. Л. Гинзбурга)
Говоря о том, кто первым из русских поэтов почтил в стихах Москву, обычно называют Симеона Полоцкого с его "Приветством царю Алексею Михайловичу" 1671 года. Надо, однако, признать, что Москва в нём всего лишь единожды упоминается, а стихотворение посвящено больше самому царю и его Коломенскому дворцу. Пауль Флеминг же, по-видимому, может быть назван ещё и автором первых стихов о Нижнем Новгороде. Флеминг на всю жизнь сохранил доброе отношение к России, всегда отзывался о ней с большой симпатией, не переставая при этом болеть душой за свою отчизну.
Стало быть, как-то всё-таки можно совмещать патриотизм с уважением к другим странам и беззавистливым признанием их достижений и красот.