Нужно ли учитывать мнение всех и каждого при принятии и реализации планов? И каковы должны быть механизмы организации жизни людей в отдельно взятом населенном пункте, чтобы учесть мнения как довольного или равнодушного большинства, так и несогласного меньшинства?
Такие вопросы вызвала у меня общественная конференция с участием врио губернатора Никиты Белых и секретаря Общественной палаты России Александра Бречалова, состоявшаяся на прошлой неделе в Юрье.
Было любопытно наблюдать, как ровно и спокойно выступали спикеры, реализующие проекты гражданской активности, устроенные «сверху» - ППМИ, «Народный бюджет», ТОСы и как резки в своих высказываниях были лидеры инициированных «снизу» народных движений. Последние упрекали власть в том, что создание управляемых институтов гражданского общества нужно власти «для галочки», чтобы отчитаться и пропиариться. Но так ли это на самом деле?
Возникнование инициатив «снизу» в данном случае — не попустительство или недогляд властей, а, как это ни странно, осознанная политика по становлению гражданской активности. Ведь все те проекты, которые взращиваются властями, могут и просто обязаны вылиться за рамки создания (нужных власти) объектов инфраструктуры и механизма для решения местных проблем. Рано или поздно люди, вовлеченные в процессы общественного обсуждения, становятся неформальными лидерами и начинают влиять на принятие властных решений. Так, врио губернатора не был удовлетворен выбором некоторых объектов по проекту «Народный бюджет», но — таков уж запущенный механизм — вынужден был смириться с гражданами и дать возможность реализовать задуманное.
В то же время и инициативы «снизу» возможны и необходимы для того, чтобы принимаемые властью решения были наиболее эффективны и в дальнейшем не вредили развитию. Однако демократическая форма обсуждения решений должна заканчиваться в той точке, где начинается реализация того или иного проекта.
Как точно подметил бизнес-гуру Ицхак Адизес в книге «Управляя изменениями», в условиях демократии осуществлять политические решения, требующие проведения изменений, очень трудно: «Система может принимать хорошие решения, но необходимое для этого легитимное политическое многоголосие становится препятствием на пути реализации решения». И поэтому — считает автор - хорошее управление – это демократия в принятии решений и диктатура в их реализации. Он даже придумал термин для такого процесса - «демократура». Главное не сделать наоборот: сначала принять диктаторское решение похудеть, а потом разрешить себе есть сандвичи. Ну, или применительно к нам — выбрать себе большинством голосов правителя, а потом не подчиняться его решениям, ссылаясь, что они антинародны.