У нас это известно больше под названием "унисекс". Истоки этих игр с гендерной границей видны уже в мужских париках XVIII в.: мужчины-аристократы вдруг позавидовали красоте женских волос и стали стремиться к женоподобности.

 

В ХХ в. это стремление к стиранию границ, к браваде в форме ее нарушения стало влиятельным трендом, принимающим самые разнообразные формы. С одной стороны, женщины активно копировали женскую одежду и обувь, а с другой - не столь активно и масштабно, но все же громко мужчины включались в женские игры с гендерной границей.

 

Наиболее яркий вызов ей - длинные мужские волосы в 1960-е гг.: хиппи, битлы и масса молодежи, копировавшая этот стиль, бесивший и родителей, и учителей. В США в 1960-е гг. на дорогах встречался щит с портретом коротко стриженого парня с не очень интеллектуальным лицом и призывом: "Подстригись! Укрась Америку!" В советских школах это был широкий фронт борьбы за нравственность: учителей заставляли гнать волосатых пацанов в парикмахерскую, вызывать родителей и увещевать, что это неприлично быть похожим на девочек. 


Подспудно за этим стоят и гомосесуальные мотивы, гибридизированные с борьбой за символы равенства полов и простым поиском удобной одежды. Где грань между переодеванием в одежду другого пола и стилем унисекс? Она неуловима.

 

Разумеется, язык унисекса смог громко прозвучать лишь в контексте формирования культуры терпимости к многообразию и нарушению традиций. В американских университетах еще в 1950-е гг. встречались запреты студенткам появляться в джинсах. Я сталкивался с попытками администрации некоторых (!!!) советских вузов бороться против женских штанов уже в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Правда, это были уже анекдотические бои на периферии проигранных сражений. 


Сейчас унисекс стал столь само собой разумеющимся стилем моды, что его глубинные основания уже не вызывают интереса и споров.


Оригинал