Позволю себе прокомментировать пару ключевых высказываний Владимира ЧУПРОВА, руководителя энергитической программы Гринпис России по итогам Круглого стола в Усинске и предложить реальный компромиссный вариант разрешения затянувшегося конфликта Лукойла с ижемцами.
1. "Не дошел до дискуссии вопрос о страховании экологического ущерба. Наверно, потому что он сложный. Вопрос о создании экологических ВНЕбюджетных фондов настолько тяжел, что его даже не пытались рассматривать, хотя о нем тоже говорили".
А ПОЧЕМУ БЫ ДЛЯ НАЧАЛА НЕ ПОТРЕБОВАТЬ ОТ ЛУКОЙЛА ИСПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ Федерального Закона № 225 "О страховании опасных объектов производства", который обязывает собственника застраховать гражданскую ответственность и получить соответствующий полис в страховой фирме НА КАЖДЫЙ ОБЪЕКТ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВА на буровых и нефтепроводах?
Фактический отказ Гринписа от принуждения ресурсодобывающих компаний к исполнению ДЕЙСТВУЮЩЕГО федерального законодательства, то есть созданию финансового механизма обеспечения компенсации РЕАЛЬНОГО вреда окружающей среде и местному населению, снижает эффективность деятельности Гринпис в регионе . В мире действует железное правило "Если вы хотите делового разговора, то говорите О ДЕНЬГАХ".
2. "Если говорить о разногласиях между нефтяными компаниями и экологами, то два основных - у нефтяников это позиция, что компенсация вреда окружающей среде должна или может быть сделана исключительно восстановительными работами, а экологи считают, что должны быть и восстановительные работы, и компенсация финансовая".
У меня вопрос: а кто имеет право на получение "финансовой компенсации" от загрязнителей? Жители? Но ведь жители не являются собственниками или арендаторами рек, болот и лесов! Поэтому не имеют права на компенсацию ущерба, причиненного чужой собственности! Они даже не могут претендовать на возмещение упущенной выгоды от сбора даров природы! Финансовая компенсация личного ущерба и ущерба имуществу установлены ФЗ 225 от 2010 года, но для получения компенсации надо доказать ущерб гражданам и личному имуществу. Как этого добиться? Государственные службы должны мониторить объекты окружающей среды в селитебных жилых зонах, а именно Роспотребнадзор должен регулярно брать пробы воды, почвы, воздуха, продуктов питания (рыбы, ягод, грибов и др.) в местах,потенициально загрязняемых ресурсодобытчиками и публиковать результаты в местных СМИ. А в случае ухудшения качества окружающей среды, приведшего к ухудшению здоровья или невозможности проживания в загрязненном месте, граждане по ФЗ 225 могут получить компенсацию в размере 300 000 рублей за невозможность проживания в загрязненном месте, и 260 000 - за ущерб имуществу. Вероятно, на первых порах придется в суде доказывать наличие страхового случая (в том числе проведением медицинской экспертизы) и добиваться компенсаций. ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ЛЕГАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМ! Но с учетом того, что Роспотребнадзор (как и все другие контрольно- надзорные органы, суды и даже врачи) фактически прислуживает корпоративному государству, имея основной целью снижение экологических издержек деятельности корпораций, то и этот механизм реализовать невозможно.
Поэтому, осознавая принципиальную невозможность получения компенсации легальным путем, мы - ижемское сообщество - должны выходить на переговоры с Лукойлом со следующими позициями. Стороны должны признать:
1. Добыча и транспортировка уголеводородов НЕИЗБЕЖНО наносит ущерб окружающей среде, здоровью и благополучию местного населения.
2. Доказать, просчитать ущерб местным жителям и получить соответствующие компенсации НЕВОЗМОЖНО в силу вышеуказанных обстоятельств (корпоративное государство неэффективно защищает права граждан).
3. Финансовые средства и другие материальные ресурсы, получаемые Ижемским районом по договорам так называемого "социального партнерства", расходуются неэффективно и потребляются не жителями поселений, страдающих от загрязнений (Краснобор, Вертеп), а структурами и фирмами, обслуживающими избранные "социальные объекты" или социальными объектами, выбираемыми ЛУКОЙЛОМ по субъективным, непрозрачным правилам. Примеры неэффективного использования благотворительных средств в Ижемском районе: передача ЛУКОЙЛОМ в году 2004 труб для восстановления молочной фермы в селе Ижма ( ферма до сих пор стоит разрушенная); передача Лукойлом секционных домиков для училища в Щельяюре (сгнили на берегу Печоры после выгрузки в половодье); 9 из 10 млн рублей по договору социального партнерства-2014 переданы главой района Норкиным мошеннической фирме в Архангельской области (обещанного понтонного моста через реку Ижма до 2016 году не будет).
3. В целях реализации принципа социальной справедливость необходимо дополнить договор социального партнерства программой благотворительных выплат НЕПОСРЕДСТВЕННО НУЖДАЮЩИМСЯ ГРАЖДАНАМ ИЖЕМСКОГО РАЙОНА. ЛУКОЙЛ будет ежегодно до 31 января текущего года вносить в Ижемский Социально Экологический Благотворительный Фонд "БлагоНефть" (ИСЭБФ БН) средства для этих благотворительных выплат.
4. Размер ежегодного благотворительного взноса ЛУКОЙЛ в "БлагоНефть" устанавливается в размере 10% от Налога на Добычу Природных Ископаемых (НДПИ), то есть примерно 50 рублей на каждую тонну нефти, добытую в Ижемском районе. С учетом того, что в в 2014 году будет добыто не менее 150 000 тонн, то сумма взноса в 2015 году составит 7,5 млн. рублей.
5. Ежегодный взнос в размере 7,5 млн. рублей в фонд "БлагоНефть" формируют основные акционеры ОАО ЛУКОЙЛ, члены попечительского совета БлагоНефть: олигарх Вагит АЛЕКПЕРОВ (5 млн. рублей, около 8% от личного дохода АЛЕКПЕРОВА от продажи ижемской нефти) и Леонид ФЕДУН (2,5 млн рублей, около 8% от личного дохода ФЕДУНА от продажи ижемской нефти).
6. Фонд "БлагоНефть" поддерживает детей из малообеспеченных семей: выплачивает стипендии в размере доплаты до прожиточного минимума успешным учащимся и студентам; компенсирует затраты на дополнительное образование, доплачивает за питание в школе, оплачивает лечение, рекомендованное российскими врачами, в том числе и санаторно-курортное; компенсирует транспортные расходы и родительские взносы учащихся в сыктывкарских лицеях.
Напомню историю "фондового" вопроса. Предложение в ультимативной форме о начале в течение месяца переговоров о создании социально экологического фонда Ижемского района я выдвинул 13 апреля 2014 года в Красноборе на встрече местного сообщества с представителями ОАО ЛУКОЙЛ. В случае отказа Лукойла от переговоров я пригрозил "жечь технику Лукойла". Меганефтесос не поверил в серьезность моих намерений, отмолчался и 21 мая случился мегапожар под Усинском с выгоранием нескольких 5 000- тонных резервуаров с нефтью . Лукойл и этого знака не понял и молчит насчет социально экологического фонда до сих пор, прошло еще 3 месяца.
Пришло время нового ультиматума. Если до 7 сентября представители ЛУКОЙЛа не предложат на обсуждение ижемской общественности через газету "Новый Север" проект нового договора социального партнерства с включением обязательства ЛУКОЙЛА о внесении благотворительного взноса в Ижемский БФ "БлагоНефть", то я до 14 сентября сожгу объект ЛУКОЙЛА.