Листая умные книги, такие, как Пограничный словарь, Педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения и т.п., проникаешься тем, как важно, чтобы в воинской части, куда солдатские матери отправляют своих сыновей, сложилось нормальное морально-психологическое состояние (МПС).
В этих книгах нам рассказывают о том, что МПС характеризует динамику межличностных отношений в коллективе; выступает конкретной формой проявления и реализации морального духа и боевых возможностей войск. МПС интегрирует: морально-политический компонент (понимание своего предназначения в обществе и т.д.); профессиональный компонент (оценку технической оснащённости и обученности, способности коллектива эффективно выполнять свои функциональные обязанности), психологический компонент (социально-психологический климат в коллективе, устойчивость, предсказуемость и управляемость поведением людей в условиях, отличающихся от повседневной мирной жизни. Проблемы укрепления МПС решаются в процессе морально-психологической подготовки и практической деятельности под воздействием социальных факторов. Стойкость и мужество военнослужащих во многом зависит от поведения действующих совместно людей. Решающее значение в этом плане принадлежит руководителю (начальнику, командиру).
После гибели в вч 31360 матроса, призванного из Мурманска, солдатским матерям стали известны сообщения о некоторых «особенностях» морально-психологического состояния военнослужащих с поста наблюдения в районе мыс Черный ЗАТО Островной Мурманской области.
Оказывается, отец другого матроса, отслужившего в вч 31360 с июня по декабрь прошлого года, все это время пытался привлечь внимание прокуратуры и следственных органов именно к этой части. Дело в том, что в одном из телефонных разговоров с сотрудником части по поводу сына, Александру Попкову рассказали, как матросам хорошо служилось на Черном – им даже удавалось лакомиться деликатесом в виде крабового мяса.
Порасспросив сына об услышанном, старый солдат Попков лишь подтвердил свои догадки, что в этом промысле военных командиров не обошлось без привлечения матросов к рабскому труду. Причем к сверхурочным, не предусмотренным для матросов работам, их привлекали не только при обработке крабов, но и в качестве поваров для личного состава, не говоря уже о погрузо-разгрузочных работах для судов, прибывающих или направляемых с острова.
Также сын поведал и о других художествах отцов – командиров, один из которых, например, напившись, почему-то путал солдатскую постель своих подчиненных с собственной.
О многом из услышанного Александр Попков сообщил в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело в связи с превышением должностных полномочий руководства части. Было начато расследование, по которому Данил Попков дал пояснение (выдержки из которого приведены ниже).
Расследование началось, но тут же прекратилось «в связи с деятельным раскаянием» должностных лиц – фигурантов дела. Т.е. де факто привлечение матросов к рабскому труду в отдельно взятой части на флоте было узаконено. Положения статьи 4 Европейской Конвенции о Правах Человека, предполагающие абсолютный запрет рабства, были проигнорированы.
Стоит ли удивляться, что такое панибратское отношение представителей надзирающего органа к действиям должностных лиц, оказывает соответствующее влияние на состояние морально-психологического климата в воинской части.
При таких условиях не только любое сообщение о смерти починенных в этой части должно быть проведено с особой тщательностью, но и все недавние «происшествия», где фигурантами выступают должностные лица этой части должны быть взяты под контроль не только ГВП, но и главнокомандующим российских войск.
Для иллюстрации приводим выдержки лишь по одному эпизоду из объяснения по делу, данного матросом части 31360, в которых приводятся факты привлечения командирами части матросов к рабскому труду в целях личной наживы.
«Вопрос: С какое по какое время Вы непосредственно проходили военную службу на посту наблюдения в районе мыс Черный ЗАТО Островной Мурманской области? Назовите должностных лиц данного поста, их воинские звания и ФИО? Кто был из них начальником поста?
Ответ: С 05. 06. 2013г. по 05. 12. 2013г. я непосредственно находился на посту 1763 РТВ «мыс Черный», службу проходил в звании матрос, в должности старший сигнальщик с 13. 06. 2013г. до окончания службы. Капитан Логунов О.- командир поста, мичман Клоков В.-его должности не знаю, но в отсутствие командира поста исполнял его обязанности.
Вопрос: Кто еще из числа военнослужащих по призыву и контракту вместе с Вами проходил военную службу на данном посту наблюдения в период Вашего пребывания на указанном месте службы?
Ответ: Старшина Тарасов О.- контрактник, старшина 2 статьи Эрбелов Ш.- контрактник, матрос Смольников А. (заключил контракт в октябре 2013г.), старший матрос Олейников О., старший матрос Штумпф В., матрос Кара-Сал А., матрос Ермаков Г., матрос Зотов С.
Вопрос: Поясните, что Вам известно по факту добычи (вылова) военнослужащими поста наблюдения мыс Черный ЗАТО Островной Мурманской области морских биоресурсов, в том числе камчатского краба? Кто отдавал команды на добычу (вылов) морских биоресурсов и каких видов? Кто из военнослужащих непосредственно осуществлял их добычу (вылов), когда именно, в каких объемах и в каких районах? Какие подручные средства для этого использовались, кем изготавливались «краболовки», сети на рыбу? Участвовали ли Вы непосредственно в данных мероприятиях и если да, то в чем конкретно?
Ответ: Во время моей службы на посту неоднократно производился вылов краба, сначала ловом занимались капитан Логунов и мичман Клоков вдвоем, с лодки они устанавливали краболовки в прибрежной части м.Черный с восточной стороны (отмечено в прил.1цифрой 1),затем привозили выловленного живого краба на лодке и мы по указанию капитана и мичмана вываривали краба в котлах на улице на костре, затем отделяли мясо от крабовых остатков, мясо раскладывали по формам, их забирал капитан и уносил к себе в домик в морозилку для заморозки. В последствии, после отъезда капитана к лову краба привлекался матрос Смольников, его заставлял мичман Клоков.
Вопрос: Каким образом осуществлялась заготовка крабового мяса и кем именно из военнослужащих поста? Где и у кого осуществлялось хранение крабового мяса? Куда выбрасывались очистки от камчатского краба?
Ответ: Способ заготовки крабового мяса я уже описал выше, в заготовке мяса участвовали все военнослужащие срочной службы. Хранение заготовленного мяса осуществлялось в морозильной камере в домике капитана, а когда места в морозильной камере у капитана не оставалось, то мясо хранили в морозильной камере в столовой. Отходы от крабов большей частью выбрасывались в море, но т.к. некоторым военнослужащим срочной службы в т.ч. и мне было лень спускаться по камням к морю, то отходы сваливали не далеко от места переработки за старой солдатской казармой в бочки (приложение №2 под цифрой 1), в заводь (приложение №3 под цифрой 1) и в расщелину скалы (приложение №4 под цифрой 1)
Вопрос: Известно ли Вам было для каких нужд осуществлялась добыча (вылов) морских биоресурсов, в том числе и камчатского краба? Использовалось ли заготовленное крабовое мясо военнослужащими поста наблюдения для собственного питания или вывозилось с поста наблюдения? И если крабовое мясо вывозилось с поста наблюдения, то в каком количестве, кем из военнослужащих или должностных лиц, куда именно и на каких транспортных средствах? О скольких таких случаях Вам известно?
Ответ: Да известно. Крабовое мясо заготавливалось командиром поста для продажи. В момент переработки крабов матросам было разрешено кушать мясо краба до его расфасовки в формы, после чего мясо забирал капитан Логунов и мы его больше не видели. Крабовое мясо увозил капитан Логунов при мне один раз примерно 180 кг на проходящем рыболовном судне в г. Мурманск, это было в начале июля месяца 2013 года. Вырученными деньгами Логунов ни с кем из матросов в т.ч. контрактниками не делился».