Отсутствие учащейся молодежи в библиотеках как зловещий признак отставания России
Недавно обнаружил в одной из книг такое блестящее выражение:
«История не позволяет командовать собою, она идет вперед, не обращая внимания на программы, декреты и доктрины тех, которые думают подчинить своему высокомерию вечные законы развития, которые по своей близорукости не могут распознать, что мир управляется идеями».
Рилль Карл – Природа и история. Перевод В. Надлера. СПБ, 1869, с.153.
А вот еще несколько прозорливых выражений:
«Грустно читать и слышать о невежестве наших поселян. Сколько у них языческих поверий и суеверий, зловредных предрассудков и заблуждений.
Как малые дети они колеблются и увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения.
Наш православный мужичок только крестное знамение творит, а редкий даже знает молитву Господню наизусть, не понимая смысла. О правилах же своей веры и богослужения никто и понятия не имеет.
Оттого и нравственная жизнь их, кроме грубости и невежества, исполнена множества пороков, беспечности и лени, распутства и пьянства, рабской боязни властей и недоверия к ним, а иногда и дерзостей».
Остромысленский Евфимий – Об образовании сельского простонародья // приложение к духовному журналу «Странник». СПБ, 1861, с.3-4.
«Если правительство не учит, оно должно устрашать. Дело остается за выбором между палачом и школьным учителем.
Народы просвещенные не нуждаются ни в опекунах, ни в попечителях. Чем более просвещенный народ, тем менее заботы его правительству.
Государства, не принявшие самых энергичных мер для бесплатного народного образования, всегда будут отставать от государств, обнаруживших в этом случае более прозорливости.
Не ждите, чтобы свобода ума явилась в невежестве, и порядок водворился во мраке.
Мы должны рассчитывать на могущество истины. Невежество составляет главное зло, с которым приходится бороться.
Ум делает труд производительным и таким образом увеличивает доходы от капитала и земли. Нет капитала более доходного, который употреблен на развитие умственных способностей.
Для распространения образования недостаточно основывать школы: нужно, кроме того, доставлять народу возможность читать. С этой целью нужно умножить публичные библиотеки.
Число публичных библиотек в Швейцарии в 1868 году простиралось до 2.006. Средним числом во всей Швейцарии приходится 1 (одна) библиотека на 1.209 жителей страны».
Лавлей Э. – Народные школы. Их современное положение, относящееся к ним законодательство во всех государствах. СПБ, 1873.
«Мы не привили широким слоям нашего населения жажды творения, желания работать, сознания чувства долга перед страной и родиной. А нашу молодежь мы держим в апатии и не зажигаем в ней жажды творения.
Мы дух творения не только не возжигали, а угашали. И вот результат.
У нас везде барьеры и заборы, везде препятствия, препоны. Этим самым мы отбивали охоту творить, ярко, вдохновенно работать. И русское общество не понимало великого значения работы на экономической арене.
Люди сильные волей, люди, дерзающие свою волю противопоставлять воле других, люди гордо мыслящие, могущие писать на страницах истории, - творят ее. И где таких людей культивируют, те страны идут вперед. У нас, к сожалению, таких людей не культивировали. Наоборот, у нас обрывали ростки свежей мысли.
При много предметности в наших школах, не создается в учащихся навыков творчества, не вырабатывается наблюдательности (просто нет времени для этого). И уже, конечно, не остается места для развития воображения.
А из высшей школы выходят у нас люди лишь механически усвоившие себе известный цикл наук, но не умеющих разбираться в самой жизни.
Мы безвольны. Мы ушли в слова. И дело у нас заслоняется словами. Поэтому мы и стоим на одном месте. Мы много говорим, но мало творим.
Здесь важно создание другого кадра учителей. Учителей Божьей Милостью, которые бы смотрели на учащихся, как на драгоценный материал, вверенный им для чеканки.
Пусть входят они в школу, на кафедру со священным трепетом, и пусть своим священным огнем зажигают сердца.
Мы не дадим гранить алмаз неопытным рукам, а души детей мы отдаем в руки нередко совершенно невежественных лиц.
Пора посмотреть на это открытыми глазами.
Пусть идея создания великой обновленной России греет наши сердца, пусть она жжет наш мозг, пусть она руководит нами в наших желаниях».
Озеров И.Х. – «Новая Россия». Петроград, 1916.
И вот на прошлой неделе мне попался в архиве такой документ.
Из письма районного военного комиссара города Слободского Кировской области капитана Пикова в адрес ответственного секретаря райкома ВКП(б) тов. Столяр от 11 марта 1937 года:
«На кожевенном комбинате им. Ленина (в поселке Вахруши – А.Р.) из числа допризывников 1915-1916 годов имеется неграмотных и малограмотных 38 человек.
Занятия по ликвидации безграмотности в последнее время совершенно не проводятся. Школьного работника нет. Ни директор комбината, ни председатель фабрично-заводского комитета, ни партком комбината этой работой не руководят.
Есть угроза того, что, как и в 1936 году, призывники из кожевенного комбината придут на призывной пункт неграмотными и малограмотными.
Такое состояние работы по ликвидации безграмотности РАЙОНО известно».
(ГАСПИКО, ф. П-988, оп.1, д.240, л.36).
Дело в том, что человек, окончивший начальную или сельскую школу, но, который в течение нескольких лет ничего не пишет и не читает, снова превращается в малограмотного или совсем неграмотного. Не случайно в конце XIX – начале XX века у нас в стране были открыты повторительные школы, а деятели просвещения и кооперации так заботились о внешкольном образовании. Человеку, который хочет чувствовать себя уверенно в меняющихся условиях жизни, особенно сегодня в условиях нарастающей конкурентной борьбы, должен постоянно пополнять свои знания.
Однако вернемся к письму районного военкома.
Не думаю, что к моменту начала Великой Отечественной войны положение изменилось.
В результате, мы имели в армии, в большинстве своем, малообразованный контингент. Наверно это тоже наложило свой отпечаток на весь ход военных действий, учитывая уровень образования солдат и младшего командного состава частей вермахта. Отмечу, что в Германии с давних пор срок обучения в ремесленных училищах составлял 10 лет. Такое же положение с образованием было и в других западных европейских странах. О высокой квалификации немецких военнопленных мне немало рассказывали рабочие-инструментальщики в 1963 году, когда я начал работать на заводе им. Лепсе.
Эти ребята пришли на завод во время войны. Пришли молодыми выпускниками ускоренных ФЗУ. И они очень многому научились именно у немецких военнопленных, которые там работали.
Столкнувшись с таким низким уровнем образования, руководство заводов начало открывать школы рабочей молодежи (ШРМ). Производство на таких заводах, как например завод им. Лепсе, было достаточно высокотехнологичным по тем временам. Так что малограмотных обучить многим технологическим операциям было непросто.
Уже в начале 1942 года в городе Кирове, например, были открыты ШРМ при всех крупных предприятиях. Работники мелких предприятий и артелей могли учиться в районных ШРМ. В эти школы были подобраны очень квалифицированные преподаватели.
А сегодня у нас в стране сложилась просто зловещая ситуация. На нарастающее падение качества среднего, а особенно высшего образования, накладывает серьезный отпечаток еще и появление социальных сетей интернета, которые зомбируют учащуюся молодежь, отвлекая ее внимание, а главное время, от получения серьезных знаний. А ведь получение настоящего образования это большой и упорный труд.
Ни школа, ни высшие учебные заведения не приучают своих учащихся работать в библиотеках. Они не прививают им мысль, что экзамены никогда не кончаются. Экзамены продолжаются на протяжении всей жизни человека. Есть даже пьеса итальянского драматурга Эдуардо де Филиппо с таким названием. Однажды, смотрел ее в театре Советской Армии в Москве. Главную роль там играл знаменитый актер Владимир Зельдин.
Откуда же у нас появятся квалифицированные ученые, инженеры и техники, которые будут разрабатывать передовые технологии, в том числе и в военно-промышленном комплексе?
Любовь Борисовна Хавкина, известный российский библиограф и библиотековед, опубликовала в 1918 году замечательную речь:
«В основе народовластия лежит принцип свободной воли человека. Свобода выбора только тогда будет свободой, когда она построена на сознательности и знании и чужда односторонности или тенденциозного освещения. Необходимо освещение со всех точек зрения, чтобы уяснить себе и выбрать путь…
Если родители не понимают, что настает время, когда дети становятся уже на собственные ноги. Если учитель или проповедник не признает, что его аудитория доросла до того, чтобы узнать всю правду. Если цензор вычеркивает факты, которые считает предосудительными. Если властелин изгоняет из своих владений нежеланную истину, чтобы она не передалась с быстротою заразы. То каждый из них в душе думает: истину надо опекать, и я буду ее опекать, скрывая то, что мне представляется вредным, и сам буду определять что хорошо и что правильно…
Американцы доверяют публичной библиотеке, потому что публичная библиотека всецело доверяла народу. И когда шел какой-нибудь спор об истине, люди знали, что библиотека представит им взгляд той и другой стороны, даст полный материал для суждения…
Взрослому гражданину должна быть предоставлена свобода собственного суждения, без давления заинтересованных лиц, какими интересами они бы не руководились.
Только в этом залог беспредельного развития просвещенной демократии.
Дух истины разлит по всему миру и говорит тысячью разнообразных голосов.
И разве не великое благо, что публичная библиотека может служить поборницей истины…».
Из речи выдающейся библиотекарши мисс Племмер на съезде Американского библиотечного общества в 1916 году.
Хавкина Л. – Ближайшие задачи библиотечного дела в России – «Библиографический ежемесячник», 1918, №1, с.3.
И в конце своей статьи хочу привести замечательный афоризм Альберта Эйнштейна:
Единственное, что нужно знать, - где находится библиотека.
Александр Рашковский, краевед, 13 августа 2014 года.