В историческом сознании британцев раны, нанесенные Первой мировой, еще не зажили
Британский плакат времен Первой мировой войны. На нем видны "маки Фландрии" - символ жертв, принесенных британской армией
Опубликовано 04.08.2014 10:03
Столетнюю годовщину начала Первой мировой войны в Великобритании торжественно отмечают 4 августа – в день, когда она в 1914 году объявила войну Германии. Впервые официальная церемония посвящена не памяти погибших в двух мировых войнах, как ежегодно происходит в поминальное воскресенье в ноябре, а началу самой жестокой и кровопролитной войны в британской истории.
Вспоминая о Первой мировой, британцы обычно называют ее Великой войной (Great War). Без преувеличения, это самая трагичная страница британской истории: война унесла жизни более 750 тысяч подданных Соединенного королевства. Впервые в истории доля мобилизованных составила 50 процентов от общего числа мужского населения в возрасте от 15 до 49 лет. Практически не было семьи, где не оплакивали бы погибших. Вызванная этой войной социальная травма остро переживается до сих пор, влияя на многие стороны британской жизни. Возникшее в Великобритании мощное пацифистское движение и общественное неприятие милитаризма восходят именно к Первой мировой войне. Это была поворотная точка британской истории, возвестившая об окончательном крахе идиллической эдвардианской эпохи – первых лет ХХ века, которые ассоциируются с личностью короля-жизнелюба Эдуарда VII (царствовал в 1901 – 1910 годах).
Обычно связанные с войнами юбилейные торжества проходят в Лондоне, однако столетняя годовщина Первой мировой отмечается в шотландском Глазго. Дело в том, что 3 августа там прошла церемония закрытия спортивных Игр Содружества, на которой присутствовали главы входящих в это объединение 53 стран – бывших британских колоний и доминионов, также участвовавших в войне. 4 августа в Глазго после поминальной службы в кафедральном соборе в присутствии королевы и лидеров стран Содружества состоится возложение венков к Кенотафу - обелиску, воздвигнутому в честь погибших в Первой мировой войне. В этот же день поминальная служба проходит на мемориальном военном кладбище в Бельгии, где похоронены британские и немецкие военнослужащие, в частности, первый и последний солдаты Содружества, павшие на Западном фронте в 1914 и 1918 годах. А в 11 часов вечера – в час объявления Великобританией войны Германии – начнется всенощная в лондонском Вестминстерском аббатстве. В этот день приспущены флаги на государственных и общественных зданиях по всей Британии.
В канун юбилейных торжеств в лондонском Имперском военном музее открылась обширная обновленная экспозиция, посвященная Первой мировой. Об отличии этой войны от предыдущих войн, которые вела Великобритания, в интервью Радио Свобода говорит военный историк, сотрудник Имперского военного музея и автор книги «Первая мировая война в тылу» Терри Чарман.
- Важнейшее отличие заключалось в том, что Первая мировая была первой тотальной войной. Она вовлекла в свою орбиту не только все виды и роды вооруженных сил, но и всё гражданское население. Для этого были задействованы самые разные методы: пропаганда, мобилизация на оборонные предприятия, рационирование продуктов питания – все должны были испытать на себе тяготы военного положения. Во время предыдущих войн привилегированные классы, в частности аристократия, титулованные особы, могли не участвовать в военных действиях. Но в Первую мировую исключений не было, в боевые действия оказались вовлечены все сословия. Правительство объясняло это необходимостью сплочения нации перед смертельной угрозой. Во время предыдущих европейских войн принцы и герцоги не участвовали прямо или косвенно в войне, но на сей раз они надели военную форму. Всё население (правда, в разной степени) было вовлечено в войну, – подчеркивает Терри Чарман.
Важное мероприятие на юбилейный 2014 год запланировало министерство образования. В течение года два ученика из каждой британской школы в сопровождении учителя посетят места сражений Первой мировой войны. Правительство ассигновало на это более пяти миллионов фунтов. В течение ближайших четырех лет при активном участии Британского легиона и Ассоциации Западного фронта состоятся торжественные церемонии в память сражений Первой мировой: 31 мая 2016 года будет отмечаться первый день Ютландского сражения – крупнейшей морской битвы Первой мировой; 1 июля 2016 года пройдет церемония в память о первом дне битвы на Сомме. Не будут забыты и сражения на Марне и при Ипре и, конечно, 9 ноября 2018 года, в Поминальное воскресенье, пройдут торжества по случаю столетия окончания Первой мировой. Великобритания победила в этой войне, однако торжества по случаю победы напоминают траурные церемонии – никакого ликования или военных парадов. Социальная травма, вызванная Великой войной, всё еще дает о себе знать. Терри Чарман поясняет:
- Многим может показаться странным, что мы не празднуем победу в Первой мировой войне. Каждый знает, что в битве на Сомме в первый же день – 1 июля 1916 года – Британия потеряла убитыми 20 тысяч человек. Мы помним о провале наступления во время третьей битвы при Ипре в Страстную неделю 1917 года, когда на полях Фландрии тысячами гибли наши солдаты. Мы не празднуем победоносную «Битву ста дней» осени 1918 года, когда британская армия одержала одну из величайших побед в своей истории, захватив больше немецких пленных, чем армии ее союзников вместе взятые. Практически никто об этом не знает. Это может показаться странным, но у англичан и в наше время принято отмечать не громкие победы, а оплакивать поражения и гибель солдат.
Создается впечатление, что шок от Великой войны так и не прошел, и при этом, по наблюдению Терри Чармана, интерес к ее истории растет с каждым годом.
- Эта война оставила неизгладимый след прежде всего в психике британцев, в их национальном характере. Была введена всеобщая воинская повинность, в армию оказались призваны почти шесть миллионов человек. Это значит, что в каждой британской семье хотя бы один человек был на фронте. Иногда воевавших было намного больше. К примеру, в семье моей бабушки три ее брата были на фронте, а сама она работала на авиационном заводе. И хотя сейчас в Британии не осталось ветеранов Первой мировой, в каждой семье сохранились воспоминания о ней или память о погибших родственниках. Для современных поколений битвы на Марне, на Сомме, при Ипре – это почти такая же далекая история, как Трафальгарская битва или сражение при Ватерлоо. Я почти сорок лет работаю в Имперском военном музее и могу с полным основанием утверждать, что интерес к истории Первой мировой войны растет у посетителей с каждым годом. Он не сравним с тем, что было в 1978 году, когда я начинал работать. Шок, который вызвала Первая мировая в британском обществе, так и не прошел.
Многие британские историки называют победу в Первой мировой войне пирровой, отмечая ее непомерную цену. Однако Терри Чарман напоминает, что Соединенное королевство заплатило за нее и огромную политическую цену, лишившись вскоре статуса сверхдержавы:
- Когда Великобритания вступила в войну в августе 1914 года, она была самой могущественной страной в мире. Это была огромная империя: подданными короля Георга V были свыше 400 миллионов человек. В то время Британия была самой индустриально развитой страной и центром мировой науки. Королевский флот доминировал в мировом океане. Конечно, мы гордились одержанной в 1918 году победой, однако к этому чувству примешивалось ощущение огромной утраты: прежде всего это гибель более миллиона молодых людей, если считать не только Соединенное королевство, но и страны Британского содружества наций. У Британии в то время была репутация мирового банкира, однако она завершила войну с огромным внешним долгом – в основном по американским займам. Последующие 20 лет Великобритания всё еще оставалась мировой державой, но Первая мировая нанесла значительный урон ее политическому и экономическому статусу, что в конечном итоге привело к распаду империи после Второй мировой. В 1940 году Британия уже не была той страной, которой еще оставалась в 1918-м.