Геноцид армян предшествовал 1-ой Мировой…
Странно, что и сегодня Члены Европейской комиссии решили воздержаться от празднования 100-летней годовщины с начала Первой мировой войны.
Но день памяти начала кровавой бойни все-таки освещался в прессе.
И некоторые эпизоды остались в памяти народа,
а вот кровавые итоги тех лет до сих пор не могут признать и осудить правительства участников тех событий.
Может быть, моральная эволюция народов, поможет в будущем избежать подобное, что было в Турции 100 лет назад, а также поможет осудить сегодняшнее усиление неонацизма в Европе и как его частное проявление последние события на Украине.
…Вернемся к хронике 100-летней давности:
На заседании Государственной Думы 13 декабря 1912 г. Милюков поднял армянский вопрос:
— «Положение армян в Ванском санджаке и в соседних местностях, сплошь или в большинстве заселенных армянами, нам безразлично быть не может»…
Эту тему продолжил ранее управляющий Кавказом, генерал-адъютант граф Воронцов-Дашков:
— «Никакого сепаратизма среди кавказских армян не существует, это позволял я себе свидетельствовать в 1907 году, когда не утихла еще смута.. и снова я подтверждаю это в настоящее время. Уже 6-ть лет тому назад, я, доказывал…, что армянский вопрос в империи, мы сами создали неосторожным обращением с религиозными и национальными возрениями армян»…
- «Положение армян остро ухудшилось как раз после освобождения славян в Европе от турецкого владычества. Это обострило ненависть к ним и до некоторой степени было причиной ужасных погромов в вилайетах Эрзерума, Вана и др. С 1894 по 1896 г. среди мира, которым пользовалась Турецкая империя, армян начали систематически вырезывать … Целые кварталы в Константинополе были залиты армянской кровью.
Жертвы насчитывались десятками тысяч. Армяне взывали к Европе о помощи».
Но Европа не пошла дальше платонического сочувствия!..
Правительство Турции в тот период возглавляли выпускники прусской школы, некоторые были даже подданными государства Вильгельма II.
В апреле 1911г. военный министр Франции Жокнар, добыл, официальный секретный рапорт, штаба германских войск, от 19 марта об усилении германской армии.
Этот документ чрезвычайно поучителен:
«Надо приучить народ думать, что наступательная война с нашей стороны есть необходимость, чтобы сразу положить конец провокациям противника… Нужно вести дело так, чтобы, под гнетущим впечатлением огромных вооружений, значительных жертв и напряженного политического положения, взрыв рассматривался, как избавление, потому что после него наступят десятилетия мира и процветания, как после 1870г.»
Не эта ли идеология стала определяющей политику Турции и ее генералитета? И причиной вступление ее в войну, можно полагать, была идея взять реванш за потери славянских земель в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг.?
За поставленную военную технику и вооружения, как отмечали публицисты того времени, Турция заплатила самую, дорогую цену – поставками зерна. Полуголодные солдаты турецкой армии не гнушались грабить и своих единоверцев, но особенно доставалось христианам – грекам, армянам и др.
Обывательская аксиома: «Если дома нет воды…» стала определяющей силой для народа Турции, тогда же газета «Тасфири-Эфкиар» публикует текст фетвы (призыв к газавату), в которой призывают все народы Османской империи сплотится для общей борьбы против неверных, кроме немцев и их союзников.
Кади Медины и стража гроба Магомета в Мекке согласны поддержать Газават против всех христиан, но недоумевают почему в фетве избирательное отношение к народам. И отказываются выступать, как и многие племена арабов.
1915год стал пиком жестокости и угнетения армянской нации, пресса всех стран запестрела сообщениями с Турции.
Но «союзнический долг» в военной коалиции был неумолим: германским и австрийским военным разрешено вступать в турецкую армию, набираться там столь необходимого опыта на практике… Немецкий и турецкий консул в Персии Пужен снабжает оружием и оплачивает курдским племенам набеги на христиан. Фетва среди малограмотных курдов служит «членским билетом» для заработка по всей территории Османской империи.
Фанатиками разносится молва: «хаджи-Вильгельм» прямой потомок сестры Магомета.
Зверства в Турции не проходят мимо внимания английской палаты лордов.
23-го сентября Кромер обратился к правительству с вопросом, получено ли им подтверждение газетных сведений о возобновившихся в широких масштабах избиениях армян и имеются ли доказательства причастности к избиениям чинов германской консульской службы.
800.000 жертв, — цифра, о которой говорят газетные сообщения, — по мнению Кромера, совершено невероятна…
Отвечавший от имени правительства лорд Крю подтвердил палате, что от британского консула в Батуме получено сообщение, где консул прежде всего описывает потрясающие жестокости, имевшие место в Сасунском округе, где население совершено истреблено, исключая немногих, успевших бежать. Что касается участия в избиениях германских агентов, то официальных подтверждений этого факта нет. Нельзя доказать, что немцы поощряли так или иначе избиения. Однако судя по рассказам живших в Турции американцев, немцы вообще ведут себя так, что считать эти известия неправдоподобными не приходится…
Большое впечатление произвела речь Брайса, где он на основании собранных данных из разных источников должен с печалью, признать, что цифра 800.000 погибших с мая текущего года, к несчастью, является вполне правдоподобной. Это – обдуманная и систематическая политика убийств. Эта политика проводится уже в течение значительного времени той шайкой, в руках которой находится турецкое правительство.
Во время трапезундских избиений все армянское население, которое насчитывала от 8.000 до 10.000 было истреблено в один день по приказу из Константинополя.
В русской прессе было опубликовано «Письмо из–за границы»:
Неслыханно жестокая и жуткая трагедия, совершающаяся в Армении, приковала к себе внимание всего человечества.
Лишь в Германии очень долгое время не хотели верить в правдивость рассказов о турецких жестокостях. В настоящий момент, однако, и в германской печати есть достаточно много фактов, которые подтверждают наличность этих жестокостей и изображают их в голом, не прикрашенном виде. Должен, впрочем, оговориться, что факты эти сообщаются не общей печатью. Здесь все еще царит довольно оптимистическое настроение. Сведения об армянской трагедии мы находим, главным образом, в специальных миссионерских изданиях, откуда они в урезанном и подчищенном виде просачиваются и в другие издания.
Позвольте мне привести вам без всяких почти комментариев один документ, заимствованный из журнала германских протестантских миссий «AllgemeineMissionsZeitschrift». Дело идет о рассказах очевидцев германских миссионеров. Поэтому ценность сообщаемых ими фактов особенно велика. Вот отрывки их рассказов.
«Турецкие солдаты, свидетели совершавшегося, рассказывали нам, что женщины на коленях умоляли о пощаде и что многие из них сами бросали в реку своих детей. И когда мы спрашивали их с ужасом: — «Значит, вы стреляете в женщин и детей?» они отвечали: — «Но что же делать? Нам приказывают».
Вечером мы прогуливались с одним из наших друзей, М. Г…, перед домом. Мы встретили жандарма, который рассказал нам, что толпа женщин и детей из Байбурта должна пройти ночью в местности, отстоящей всего в десяти минутах от госпиталя. Он сам помогал, гнать их, как скот. И он рассказал нам с деталями, вызывающими дрожь до жути, как с ними обходились во время пути. Их без перерыва вырезали. Каждый день убивали и сбрасывали в пропасть от десяти до двенадцати женщин. И раздробляли черепа детям, которые не могли идти. Грабили. Насиловали.
«Я сам лично, — добавил жандарм, — похоронил голые трупы пяти женщин. Пусть Бог зачтет мне это».
На следующий день, рано утром, мы услышали, что проходят жертвы, обреченные на смерть. Мы присоединились к ним и проводили их до города. Их несчастие неописуемо. В абсолютном молчании дефилировали они, большие, маленькие и старцы, обремененные годами, которые только с большим трудом держались на своих ногах. Все они шли, чтобы быть связанными вместе и сброшенными с обрывистой скалы в волны Евфрата.
«Теперь так действуют, — рассказывал нам грек-извозчик: — видать, как плывут трупы по течению реки»…
Это холодило кров в жилах.
Наш жандарм рассказал нам, что он только что сопровождал из Мама-Шатум, местности, расположенной в двух днях езды от Эрзерума, до Комаха подобную же толпу из трех тысяч женщин и детей. «Все истреблены!» — добавил он.
Мы: — «Если вы хотите убить их, то почему не делаете вы этого в их деревнях? Для чего причиняете вы им, предварительно, эти неслыханные страдания»?
Он: — «Так — очень хорошо. Нужно, чтобы они мучились. И затем – что делали бы мы с трупами? Они стали бы гнить»…
Между 10 и 30 мая арестовали еще 1200 почетных армян и др.христиан без различия вероисповеданий, в вилайетах Диарбекира и Мамурет-уль-Азиса.
30 мая 634 из них были посажены на лодки на Тигре под предлогом, что их отправляют в Моссул. Адъютант местного вали и пятьдесят жандармов сопровождали отряд. Некоторое время спустя после отъезда у пленников отобрали деньги (6000 ливров), затем их одежду и, наконец, сбросили их самих в реку. Жандармы, находящиеся на берегу, отталкивали их от берега. Одежда этих несчастных была продана на базаре в Б…
В течение месяца почти каждый день, видели трупы, плывущие по течению Евфрата, часто связанные по два и по три вместе.
Трупы, выбрасываемые на берег, пожирались собаками и ястребами. Для подтверждения всего этого есть многочисленные германские свидетели-очевидцы. Один чиновник с Багдадской железной дороги рассказывал, что «в Биреджике тюрьмы наполняются днем и освобождаются (в Евфрат) ночью. Германский капитан кавалерии видел между Диарбекиром и Урфой бесчисленное количество трупов, которые лежали непогребенными по сторонам дороги»…
И так дальше — все жуткие, холодящие кровь в жилах картины… Я просил у читателя позволения привести этот документ без комментариев. Да и что можно сказать еще?
Что можно добавить? Чем, какими словами и красками, можно дополнить то, что рассказал совершенно беспристрастный и незаинтересованный в сгущении красок очевидец? Его сжатый, скупой на слова рассказ туманит мозг больше и действует на нервы сильнее, чем самые красноречивые комментарии. Силу влияния этих рассказов, этих впечатлений очевидцев чрезвычайно верно оценило германское правительство, когда оно 10 ноября 1915 г. Запретило воспроизведение в прессе фактов, сообщаемых в миссионерских отчетах…
Что касается турецкого правительства, тооноуженевсилах более отрицатьсвоежестокоепреступление. Косвенноонопризнает его, стараясь смягчитьи«объяснить». Нью-Йоркская арабская газета «Hoda» пишет поэтому поводу: «Турция публикует в первый раз официальное сообщение относительно резни в Армении, в ответ на настойчивое давление Америки. Это сообщение, как и следовало ожидать, переносит ответственность за истребление на самих армян, которые для того, чтобы добиться независимости, выработали будто бы и проект сбросит Турцию, оказавши помощь русским. В виду такого положения, признает турецкое правительство, оно не в состоянии было подавить взрыв фанатизма, вспыхнувшего в населении, которое и учинило печальные события. Как могло турецкое правительство, вынужденное бороться против четырех великих держав на трех театрах войны, вмешаться всюду и остановить население, восставшее против армян? Однако, оно сделало все возможное, чтобы защититьжизнь и имущество последних. Отряд предназначенный для этой цели, потерял половину своих людей убитыми восставшим населением. Были установлены также гражданские комиссии для исчисления убытков и установления ответственности. Что же касаетсявопроса о выселении, — добавляет сообщение, — это мера чисто военная, продиктованная потребностями национальной обороны».
Я счел нужным привести это сообщение, чтобы дать читателю возможность сопоставить официальное объяснение событий с тем, что видели и слышали германцы-миссионеры. Сопоставление это вдребезги разбивает официальное объяснение. Тусклые затасканные доводы турецкого правительства совершенно блекнут перед яркостью красок той картины, которую рисуют очевидны. И совершенно ясным становится, что если и делало что-нибудь турецкое правительство, то уж отнюдь не «для охраны жизни и собственности» армян.
Интересно отметить, что германское правительство «объясняло» своим народным представителям армянскую резню так же, как и само турецкое правительство. Рука руку моет. Однако, не подлежит никакому сомнению, что факты, сообщенные миссионерами, породили в лучших умах Германии тревогу и недоверие. К сожалению, благодаря запрету воспроизводить в пpeссe «факты, сообщаемые в миссионерских отчетах», эта тревога и опасение не передаются в массы, и широкие народные круги Германии армянскую трагедию продолжают считать выдумкой врагов, в лучшем случае преувеличением.
Швейцария. Д.Страхов.
В то же время турецкий министр внутренних дел Талаат-бей на вопрос о резне армян в Трапезунде от корреспондента «Berliner Tageblatt» заявлял:
«Мы — не дикари. Когда я узнал о печальных событиях, имевших место в Армении, я не мог спать в течении многих ночей (?!). Лица, виновные в непринятии надлежащим мер к предотвращению этих ужасных событий, уже понесли наказание.
«Однако, — оговаривается дальше «чувствительный» турецкий министр, — нас совершенно напрасно упрекают, будто там, где дело идет об армянах, мы не разбираем ни правых, ни виноватых. Это, может быть, и так, но разбираться абсолютно невозможно, ибо армяне, сегодня невиновные, завтра могут оказаться виновными.
Сохранение турецкой империи должно все оправдать, и наши действия диктуются исторической необходимостью и национальными интересами».