Отношение власти к избирателям в России всегда было несколько надменным. Крах советской системы тут мало что изменил. «Слуги народа» уже в декабре 1991г. начали посматривать на свой народ свысока, воспринимая присутствие во властных эшелонах как особое право на личное привилегированное положение. Во времена правления Б.Ельцина с их доминантой либерализма и демократической риторики всякий серьёзный политолог подчёркивал, что наша демократия — пока неполноценная, не имеющая национального исторического опыта, во многом декларативная. С этих позиций объяснялись, например, практика игнорирования партией власти предвыборных дебатов и полное забвение института референдумов. Тогда ещё высказывались надежды, мол, с течением лет гражданское общество и демократические ценности пройдут этап становления, укрепятся, нормы конституции обретут реальное содержание.
К сожалению, ничего подобного не произошло, и спустя два десятилетия наше общество вернулось в своё обычное безмолвное состояние. Помню свое детское недоумение, когда не смог добиться от отца вразумительного объяснения, почему на выборах голосуют за единственного кандидата. В памяти сохранилось впечатление некоей ритуальной игры, где так называемые выборы были своеобразными «именинами короля» - с лимонадом и мороженым, концертами и людьми в парадной одежде — формой восхищения народа собственным правительством. Вынужден заметить, что данная реминисценция в наши дни обретает вполне отчетливые очертания.
И в этом не столько вина власть предержащих, которым не дано соответствовать уровню великих реформаторов — увы, не всем с ними везёт; сколько беда нас самих, российских граждан, так и не сумевших в массе своей преодолеть косность и равнодушие к вопросам общественного бытия. Современная Россия в очередной раз доказывает формулу: «Каждый народ имеет то правительство, которого заслуживает».
Сегодня отношение власти к избирателям я бы охарактеризовал как полупрезрительное. Если к отсутствию обратной связи между ними уже можно было привыкнуть, то в последнее время один за другим ликвидируются сами источники независимой информации.
С огромным сожалением воспринимается известие о закрытии «Недели» с Марианной Максимовской. С телевидения уходит последняя нормальная информационно-аналитическая передача. «Белой вороной» она выглядела не только на Рен-ТВ, погрязшем в вещании какого-то ископаемого мракобесия, но и в целом на федеральном ТВ — здесь можно было услышать разные точки зрения, узнать факты, о которых остальные предпочитают молчать, увидеть людей, ставших во всех остальных СМИ персонами нон грата. Вообще-то ничего особенного «Неделя» не демонстрировала, отнюдь не являлась оппозиционным ресурсом. Это программа просто была настоящей журналистикой — занятием, которое с её исчезновением на нашем телевидении окончательно умирает.
Печально, что сегодня любое мнение, отличное от «генерального курса» и идущее вразрез с пропагандой, воспринимается и властью, и поддерживающим её большинством жителей страны с опаской, как якобы угрожающее основам существования нашего государства. Атака на свободное слово сокрушительна по своим масштабам. Под разными предлогами закрываются и предупреждаются о возможном закрытии (следовательно, будут вынуждены ввести самоцензуру) все те средства информации, которые так или иначе дистанцируются от официальной точки зрения, предоставляют свою площадку экспертам с разными взглядами и отношением к происходящим в России событиям и процессам. К примеру, Slon.ru хватило строчки в интервью о готовящемся митинге по поводу федерализации Сибири, чтобы привлечь внимание прокуратуры и Роскомнадзора. Узда накинута на популярных блогеров, ныне приравненных к СМИ. О возобновлении вещания либеральных «Грани.ру» или «Каспаров.ру» не идёт и речи — неизвестно, при выполнении каких условий запрещенные сайты могут это сделать.
"Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями. Но я отдам руку на отсечение, чтобы вы имели право их высказывать" - в 18 веке заявил Вольтер, весьма почитаемый Екатериной Великой. Некоторые сочинения просвещенной императрицы, кстати, тогда в отдельных уголках Европы признавали крамольными и не отдавали в печать, но с тех пор много воды утекло. В 21 веке политическая элита России вдруг стала бороться с вольтерьянством, что выглядит нелепо и жалко, но не только. Свободные СМИ ведь не эстетический атрибут демократии, нужный лишь творческой интеллигенции для утоления жажды разглагольствований. Свобода информации и борьба взглядов — залог успешного развития общества, постоянный тонус для высокопоставленных лиц, страховка от ошибок при принятии значимых решений. Без свободы слова невозможны ни политическая конкуренция, ни преодоление коррупции и иных злоупотреблений во власти.
Но все эти вопиющие факты россияне проглатывают, как ничего не значащие мелочи.
Кроме того, репрессивное законодательство фактически поставило крест на митинговой активности граждан. Мы знаем, что по разнарядке, конечно, организуются собрания и резолюции, но вот чтобы по инициативе снизу... Уникальное протестное движение 2011 — весны 2012гг. было разгромлено, его лидеры оказались либо в заключении, либо под уголовным преследованием. Шанс на включение гражданского общества в диалог, на использование свежих идей был упущен. Избирателям был преподан давно известный в отечественной традиции урок «Молчание — золото». Что любопытно, нарушителей законов на улицах не стало меньше: курильщики, любители пива и нецензурной брани нарушают их на каждом углу, а вот пикетчики и демонстранты побеждены. Причем, сразу было заметно, что почему-то именно последние особенно мешали размеренному отдыху наших жителей.
Аполитичность населения сейчас стала трендом, всемерно поощряемым сверху. О гражданах вспоминают лишь тогда, когда они должны прокивать головой очередной «одобрямс» да кинуть бюллетень в избирательную урну. Причем, введенные процедуры фильтров отсеивают нежеланные альтернативы (которые способны набрать внушительное число голосов, как Навальный в Москве), чтобы не нарушать идиллическую картину глубочайшего единения народа и власти.
Потому, по-моему, выборы в России отныне — снова большой праздник, не имеющий к вопросам управления совершенно никакого отношения.
3 Авг 2014, 17:10