Вторая редакция холодной войны набирает масштабы.Одна из ее сфер - экономика. Тут главная цель - как можно сильнее навредить противнику. Запад вводит санкции, якобы направленные против российской правящей элиты. Но ее можно только подразнить, не пустив, например, во Флориду или Ниццу. Достать ее серьезно нельзя. Удары по бизнесу государства и частных лиц, окружающих Путина - это максимум потеря в их очках (на реальной жизни это никак не скажется). В результате экономические санкции и вообще экономическая политика холодной войны может, как и "град", бить только по площадям, населенным простым народом. До вилл "град" не достает. Наказывается народ, злость существенной части которого будет сплачивать его вокруг власти в ее борьбе с внешними недругами.


В ответ Кремль думает, как наказать западных лидеров. Естественно, у него в сотню раз меньше шансов испортить им жизнь. Но он может насолить европейским и американским фермерам, украинским и молдавским крестьянам и предпринимателям, рабочим, вводя ответные санкции. Однако специфика российского ответа в том, что нельзя наказать их (не имеющих никакого отношения к принятию антироссийских санкций), не наказывая россиян, т.к. вводимые санкции против западных и украинских производителей автоматически снижают предложение на российском рынке, ухудшая и ассортимент товаров, и стимулируя рост цен.


Короче, бей своих, чтобы насолить Америке! Своего производства продовольственных товаров, адекватных масштабам и качеству сложившегося спроса у нас нет. Переориентация на восточные и латиноамериканские рынки гипотетически возможна, но потребует времени. Этого достаточно, чтобы цены взлетели, а у нас они обратно никогда не возвращаются. Кроме того, пока можно гадать, в какой мере фрукты и овощи и Латинской Америки могут быть сопоставимы с польскими.


Таким образом, на горизонте замаячили перспективы славного советского прошлого. 

Приложение


31 июля 2014, 23:43 (мск) | Политика | «ПРАЙМ»


Россия выставила пищевой кордон после санкций ЕС и США.


МОСКВА, 31 июля. /ПРАЙМ/. Два ключевых российских ведомства, контролирующих оборот пищевой продукции на уровне сырья /Россельхознадзор/ и готовой продукции /Роспотребнадзор/, в течение последних двух недель заявили о введенных и планируемых запретах на поставки продуктов питания из Украины, Молдавии и ЕС. Вскоре под запретом может оказаться и импорт из США. Представители европейских властей, прежде всего Минсельхоз Польши, назвали это «политическими репрессиями», связанными с санкциями Евросоюза.

<...> В последние дни параллельно с вводимыми ЕС и США санкциями против экономики и ряда персоналий РФ оба российских ведомства начали смелее и активнее выставлять ограничения на агропищевой импорт.

Сейчас они столь же масштабные, как и запреты, к которым прибегали в прежние годы экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко и бессменный глава Россельхознадзора Сергей Данкверт.

В список Роспотребнадзора в свое время попали грузинская минеральная вода «Боржоми», украинские конфеты Roshen, литовские сыры «Сваля», «Рокишкио» и многое другое. В перечне Россельхознадзора более десяти лет назад оказывались куриные окорочка из США, в 2006 году — голландские тюльпаны и затем другая растительная продукция из ЕС.

Список претензий расширяется.

Уже к 1 августа 2014 года образовался список новых ограничений в адрес поставщиков из ЕС, включая Украину и Молдавию.

Из Украины запрещено с этой даты ввозить в РФ подсолнечник, кукурузную крупу, соевые бобы и жмых из-за множественных случаев обнаружения карантинных вредителей. С 28 июля введен запрет на импорт в РФ украинского молока и молочной продукции. В них были обнаружены вредные вещества, включая антибиотики тетрациклиновой группы, соли тяжелых металлов и патогенные микроорганизмы.

С 29 июля также заблокирован импорт овощных, фруктовых и рыбных консервов из Украины, так как они были неверно маркированы. Под запретом оказалась и украинская соковая продукция, в том числе для детского питания. Она не проходила госрегистрацию на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза.

Ранее были также введены запреты на импорт в Россию украинских сыров, картофеля /из-за вредителя — золотой нематоды/ и свинины /из-за угрозы распространения африканской чумы свиней/.

Молдавия с 18 июля не может ввозить в Россию свежие фрукты, а Польша с 1 августа из-за вредителя плодожорки и пестицидов — практически все основные экспортные группы фруктов и овощей, включая яблоки, груши, вишню, черешню, персики, сливу и капусту.

Под запретом может оказаться вся растительная продукция из Европы. <...>
В ведомстве упоминают и претензии к фруктам из Греции /их поставки на днях могут быть также ограничены/, а также ранее введенный запрет на поставки картофеля из Нидерландов.

Масштаб последствий для поставщиков.

Ограничения российских служб затрагивают поставки продукции на миллиарды долларов. Так, только овощей и фруктов из Европы ввозится почти на 2,5 млрд долларов в год. По данным Федеральной таможенной службы, в прошлом году страны ЕС поставили в Россию овощей на общую сумму порядка 935 млн долларов, фруктов — на 1,52 млрд долларов.

Например, только Польша в связи с новыми запретами потеряет около 1 млрд евро. По данным «Руспродсоюза», это порядка 20 проц от общего объема поставок в Россию всей плодоовощной продукции.

Польша является крупнейшим поставщиком яблок на российский рынок, в эконом-категории занимает почти 50 проц розницы. Безусловно, розничный рынок России испытает некоторое неудобство, но готов быстро заместить этот объем яблоками из Израиля, Турции, Аргентины, Бразилии, Ирана, Китая и Таджикистана, сказали опрошенные ритейлеры.

Молдавия — второй по величине после Польши поставщик яблок в РФ — из-за блокировки поставок в Россию уже обратилась за финансовой поддержкой во Всемирный банк, чтобы компенсировать потери фермеров на 150 млн долларов от запрета на экспорт сельхозпродукции в Россию.

Еврокомиссия назвала «полной неожиданностью» введенные в отношении Польши запреты и пообещала «внимательно изучить» основания для российского эмбарго и сформулировать обращение в ВТО.

В этой связи постпред России при ЕС Владимир Чижов заявил, что вопросы ветеринарных и фитосанитарных норм «не входят в компетенцию ВТО, поскольку связаны не столько с проблемами торговли, сколько с проблематикой здравоохранения».

Оригинал