Постсоветская эпоха длится уже достаточно долго, что дает основание делать некоторые общие выводы о тенденциях российской политики и истории. Несомненно одно, Россия в очередной раз пошла по накатанному историческому пути. По особому русскому пути. Суть которой в том, что:
Россия -- имперское государство. И она не может существовать вне империи.
Русские -- имперский народ, который образовался в недрах империи, увеличивался с ростом ее могущества и территории. А что произойдет с народом, когда распадется империя ( не обязательно скоро, но неизбежно)?
Россия никогда не была демократическим государством, все попытки установления демократии проваливались. Русские никогда не знали демократии, это не вошло в их традицию.
В качестве компенсации за отсутствие демократии, страдания, крепостное право и прочие тяготы русским навязывалась великая идея мессианства. Русским внушалось, нам тяжело, зато мы самые правильные, твердили, что русские -- народ-богоносец, вожди РПЦ говорили, что русский народ беден, но духовен, что только одна Россия идет правильной дорогой, что только здесь построено идеальное и справедливое общество. Что это эталон для подражания и весь мир должен следовать ему.
Отношения между властью и русским народом были всегда односторонние, они мало чем изменились за семьсот лет. Власть в России всегда неограниченная, несменяемая, безальтернативная и сакральная. Во главе стоял вождь, харизматическая фигура, наделенная исключительными качествами. Для каждой эпохи свой вождь, под конкретную историческую ситуацию. Вождизм -- феномен подданнической культуры. приветствовалось раболепие перед чиновничеством. Власть односторонне формировала повестку дня, создавала правильную в ее понимании картину мира, и под нее проводила политику, тотально контролируя не только поведение подданных, но и их сознание. Альтернативное мнение не допускалось и приравнивалось к предательству. Оппозиция пресекалась на корню. Это внедрялось веками.
Власть льстила народу, потому что обольщенный народ легче контролировать, управлять им, навязывать ему свою волю, отправлять на войну. Все тоталитарные режимы применяли этот прием.
Россия -- идеократическая империя и сознание русского народа сильно идеологизировано. Но идеологии в русской истории менялись не раз. Потому что происходили исторические катаклизмы, потрясения, революции, которых было слишком много. Это потому что русские -- расколотая нация. Но это особый раскол. Во всех нациях есть раскол, но он носит характер социальных интересов, мировоззрений, партийных предпочтений. Но там нет антогонистической основы. Раскол в России имеет непримиримый характер, вызванный не просто политическими взглядами, а выбором исторического пути, цивилизационным процессом.
Поэтому Россия во все времена находилась в состоянии перманентной внутренней гражданской войны. Авторитарная власть закупоривает противоречия, как например в октябре 93-го, но рано или поздно может прорвать. Путинский режим вместо того, чтобы смягчать, обостряет внутренний конфликт. Закладывает мину замедленного действия, которая взорвется позже. И может разрушить Российскую Федерацию, так же как Советский Союз.
Путин, начав агрессивные захваты против соседей, строит новую империю. Спекулируя на защите прав русских и русскоязычных. Если Ленин экспортировал пролетарскую революцию, то Путин экспортирует на захваченные земли свою авторитарно-бюрократическую репрессивную модель. Пока есть силовая составляющая такой путь самый легкий. Внешний конфликт освобождает Путина от внутренних трудностей. Логика "осажденной крепости" сплачивает народ вокруг вождя. Народ забывает социальные проблемы, заботы, обиды. Оппозиция раскалывается, ее часть встает на поддержку "патриотической" власти.
Путинский режим решает еще одну задачу, отодвигает на неопределенное время пожалуй самую большую опасность, которая грозит империи, которая может навсегда похоронить великую державу -- это возможный сепаратизм среди русских. Надо сказать что стремление к обособлению среди великороссов если и присутствует, то очень незначительно. Явно уступая нерусским националам. Потому что в сознании русских две противоречивые тенденции, с одной стороны имперское мировоззрение, они воспринимают себя как часть великой нации с великой миссией, с другой -- в России нет демократии, власть несменяема, а регионы дискриминируются, а потому и они бедны. Это будет подпитывать сепаратизм. Когда все поймут, что Россию нельзя превратить в нормальное европейское демократическое государство. В таких границах, тем более если эти границы передвигаются. А ресурсы направляются на освоение новых земель. При игнорировании интересов старых.
Все русские смуты и революции происходили тогда, когда:
1. русский народ не мог и больше не хотел нести на себе тяжелое имперское бремя, изнывал под этой тяжестью и сбрасывал ношу. Когда особый русский путь заводил в тупик, великая мессианская идея на деле оказывалась великим блефом, народ начинал понимать, что его самодержавно-авторитарная власть использует для решения своих геополитических амбиций, что враги не такие уж враги, их слишком демонизируют и что надо уйти от образа "осажденной крепости" и стать нормальной европейской нацией.
2. Когда власть в глазах народа утрачивала сакральный смысл, она уже не могла далее сплачивать народ вокруг себя. Такую власть просто напросто сметали.
Но всякий раз появлялась новая власть, которая сумела нагрузить на русский народ новую имперскую ношу и заставляла нести этот груз. Обосновав это очередной мифотворческой теорией Ответ тем, кто называет Украину несостоявшимся государством. Она гораздо более состоявшееся, т.к. строится на основе демократии. Несостоявшееся государство -- это Россия, которая при демократии моментально начинается сыпаться и может существовать только при диктатура и в рамках жестко централизованной империи. Пока народ терпит авторитарную власть, государство будет сохраняться. А когда доверие к правителям упадет, то система рухнет.
Система держится только на рейтинге и высосанной из пальца харизме Путина, он воплощение верховной власти, сакральная фигура приравненная к вождю. Вокруг него холуями создается некий ореол. Формируется с помощью СМИ, являющихся рупорами официальной пропаганды, что Россия наконец-то обрела идеальную модель устройства общественной жизни. А все предыдущие являлись ошибочными. Тогда руководители еле волочили ноги, а нынешний спортивен и устанавливает рекорды продолжительности пресс-конференций. Это достоинство, но в критический момент может стать недостатком. Катаклизмы происходили при самых здоровых правителях, при Николае Втором и Горбачева, которому сейчас за 80. Для политической системы главное не здоровье правителя.
Но ведь при всех вождях было так: идеализировали себя и критиковали предыдущих. Востребованность в черно-белом изображение заложена в самой системе. Путинская не исключение. Чтобы обосновать свою легитимность, создается фундаментальная картина мира с идеалом и антиидеалом.
Но система чем более централизована и персонализирована, тем она хрупче несмотря на внешнюю величавость. Любая маленькая неудача может спровоцировать обвал. Скажем события на Украине. Выбор народа в пользу европейских ценностей -- это крах путинизма, современного олицетворения русского мессианства. Поэтому и была развязана война, чтобы штыками остановить продвижение демократии на Восток, на территорию подконтрольные Россией.
Если бы сейчас Россия была демократическим свободным государством, она ни за что не стала бы нападать на соседние государства. Это было бы нонсенсом. Отношения с соседями были бы по-настоящему союзническими и братскими, в том числе с Украиной. Методы Путина из понятий 19-го века.
Но как бы Путина ни возвеличивали, но систему он вряд ли спасет. Пока народ пассивен и ради экономических благ готов терпеть недемократические методы, можно щеголять в роли нацлидера, развязывать авантюры, но когда вырастут потребности общества в правах и свободах, режим будет сметен. Советский Союз распался, потому что народы захотели свободы. Российская Федерация и русский народ помогли другим народам освободиться. Но сами снова оказались в империи и несвободе. Наступил новый имперский цикл. Который рано или поздно завершится. Потому что свободы захочет сам русский народ. Не только демократии, сменяемости власти, ее подконтрольности обществу, свободы слова и т.д. Но и самостоятельности регионов, избавления от сверхцентрализации и грабежа окраин центром. Это неизбежно выльется в сепаратизм в чисто русских регионах. Многие из которых, особенно где сильны культурные и даже языковые отличия могут стать самостоятельными нациями. Не считали же когда-то украинцев отдельной нацией, даже либерал Бердяев не считал, писал что это русские. но с испорченным языком.
Как-то прозвучала одна мысль, что России в 19-м веке следовало идти не на Среднюю Азию, а на Балканы, к православным сербам, какие замечательные у нас с ними отношения. Замечательные отношения только потому, что сербы не находились в составе России, нога русского солдата не ступала на их землю. А если бы были частью России, стали бы настоящими врагами. Болгария была освобождена Россией, но вскоре переориентировалась на союз с Германией. Перспектива возможного присоединения к России считалась наихудшей. В этом плане Украине не повезло.
Главная беда русского народа -- имперское государство. Которое тормозит экономическое, культурное, социальное и политическое развитие. держит нацию в жестких тисках тирании, использует как подручный материал для геополитических экспансий. Справедливости ради надо сказать, что в определенный, как правило начальный период своего развития, империи могут временами сыграть и некую позитивную роль, обеспечивая стабильность на подконтрольной территории. Пусть карательными методами. Поэтому много народов прошло через подобные государственные образования. Но в современном мире, в эпоху постиндустриального общества, торжества демократии, империи играют самую деструктивную и разрушительную роль.