История Гимназического пансиона, некогда располагавшегося в доме №72 на Карачевской улице – одна из важных страниц прошлого Орла. Страниц, которые помнят и знают за пределами города и почти забыли сами орловчане.
Пансион был филиалом Орловской мужской гимназии, основанной еще в начале XIX века. Ныне в ее здании, в Воскресенском переулке, располагается исторический факультет ОГУ. Но в отличие от основной гимназии, мальчики из пансиона не только учились, но и жили в его стенах. Это было очень удобно для детей из семей, не проживавших в губернском городе.
Интересна история организации пансиона, которая началась в 1890 году. Тогда для его устройства, руководством гимназии было приобретено уже готовое каменное двухэтажное здание с цокольным этажом, которое прежде вероятно было жилым доходным домом. Внутри этого сравнительно небольшого здания было устроено несколько общих спален для воспитанников, большая классная комната, библиотека и столовая. В полуподвале оборудовали кухню и людскую (помещения для прислуги). На втором этаже - квартиры педагогов и воспитателей. 


1



Кроме главного здания на небольшом участке земли при пансионе стояли отдельный дом, где жил директор гимназии, а так же флигель, баня и сараи.
Однако из-за прежнего назначения дома, не приспособленного для учебных целей, почти зразу возник ряд проблем. По воспоминаниям современников, в пансионе отсутствовал рекреационный зал, где воспитанники могли бы находиться во время перемен. Поэтому они оставались в тесной классной комнате, в которой 75% площади занимали 20 трехместных парт, стол и доска. Тесно было и в общих спальнях для мальчиков, где кровати стояли почти впритык друг к другу. Столовая тоже была мала, поэтому часть воспитанников обедала в классной комнате. Прямого сообщения пансиона с двором не было, и чтобы попасть в него, нужно было пройти через кухню в полуподвальном этаже.
И все же, несмотря на бытовые неудобства, деятельность пансиона была успешной. Многие воспитанники, выйдя из его стен, добились успеха в жизни. С работой в пансионе, связана жизнь и нескольких выдающихся людей XIX века. Так, к примеру, инициатором покупки здания и организации пансиона был тогдашний директор гимназии - Иван Михайлович Белоруссов. Он был автором знаменитого в свое время «Учебника по русской грамматике», удостоенного «премии Петра Великого» и переиздававшегося 25 раз, вплоть до Первой Мировой Войны.
С 1893 по 1905 год, должность воспитателя пансиона занимал, уроженец Кубани, и выпускник Петербургского историко-филологического института, Федор Дмитриевич Крюков. 


2. Фото отсюда - http://krukov-fond.ru/page,10,semeiniefoto.html

Воспитательскую работу он совмещал с преподаванием словесности в Николаевской женской гимназии и Бахтина кадетском корпусе. С августа 1900 года Крюков был еще и сверхштатным учителем по истории и географии в основном здании гимназии. За свою педагогическую деятельность Федор Дмитриевич был награжден орденами Святой Анны 2-й степени и Святого Станислава 3-й степени. Но по-настоящему знаменитым он стал не на учительском, а литературном поприще. И сейчас его знают как самобытного русского писателя. 
Первые свои рассказы и статьи Федор Дмитриевич Крюков, опубликовал еще в 1880-е годы, до переезда в Орел. Но сам он считал, что как писатель сформировался в годы работы в орловском гимназическом пансионе. Почти все произведения, написанные им в нашем городе, были посвящены жизни и быту донских степей, откуда Федор Дмитриевич был родом. Было однако и несколько сочинений созданных на орловском материале как, к примеру, небольшой рассказ «Картинки школьной жизни». Но Дон всегда занимал в его творчестве главное место. Известный писатель В.Г. Короленко, бывший редактором журнала «Русское богатство», где было опубликовано большинство из произведений Крюкова, с восторгом писал уже о первых его работах: «Очерки его были так колоритны, что я не только принял их, но и написал автору в уверенности, что он будет писать дальше... Дон приобрел в нем своего изобразителя, другие авторы принимали его манеру».


3. Фото отсюда - http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%FE%EA%EE%E2,_%D4%B8%E4%EE%F0_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E5%E2%E8%F7

К сожалению, в наше время произведения Федора Крюкова больше известны зарубежом чем у нас. В России его творчество хорошо знают на Кубани. Рядовой же орловский читатель если и слышал о нем, то скорее благодаря спорам вокруг авторства «Тихого Дона» - существует версия, что Фёдор Крюков был автором «первоначального текста» этого романа, который впоследствии был использован и переработан М.А. Шолоховым. Но это уже совсем другая, не орловская история. 

Из гимназистов-воспитанников Крюкова наибольшую известность получил Алексей Степанович Глуховцев, бывший популярным начале ХХ века композитором. Музыкой он увлекся еще в годы учебы в Орле. Впоследствии, молодой выпускник орловского пансиона выучился на юриста, и добился определенных успехов в этой профессии, но делом всей своей жизни все равно считал приобретенное в стенах здания на Карачевской улице, как сейчас бы сказали «хобби». В 1906-11 годах, Алексей Глуховцев, работал судебным следователем в Орле, и в то же время был активным членом Орловского отделения Русского музыкального общества. Им так же был организован самодеятельный хор, выступления которого пользовались большой популярностью в городе. Широкая же известность к Алексею Степановичу как к композитору пришла в 1913 году после постановки его оперы «Дни нашей жизни», по мотивам одноименной пьесы Леонида Андреева. Опера пользовалась всероссийским успехом благодаря злободневности сюжета и включению в либретто популярных студенческих песен.

О судьбе Алексея Глуховцева после 1917 года ничего не известно, даже даты и места смерти. Его бывший воспитатель – Федор Крюков покинул Орел в 1905 году. В Гражданскую войну он был одним из идеологов Белого движения, воевал на стороне «Донской армии», которая была создана весной 1918 года в ходе антибольшевистского восстания донского казачества. Умер от тифа в 1920-м, под Новороссийском. В ХХ веке имена этих двух людей были почти забыты. В наши дни их творчество снова вызывает интерес. И все это время память об их жизни хранили стены старинного здания на Карачевской улице. Пребывание в нем, было важным этапом в жизни этих непохожих друг на друга, но, по-своему интересных личностей той эпохи.
Удивительно, но за прошедшие сто лет здание бывшего пансиона очень мало поменялось. Прежним остается даже его назначение – там все так же учебное заведение – «Орловский техникум технологии и предпринимательства имени В.А. Русанова». Во внешнем облике здания неплохо сохранились лепнина на фасаде, и даже старинные оконные рамы. 

4


5


6


7

Примечательны так же красивые кованые ворота с левой стороны дома. Других таких ворот в городе больше нет. 


8


9


10

Внутри корпуса, осталась почти неизменной планировка комнат, сохранились старые филенчатые двери, лестница на второй этаж с литыми ажурными элементами 


11


12


13


14

и бывшее некогда видным украшением интерьера – большое старинное зеркало в деревянной раме с резьбой. 


15


16

Другим зданиям из пансионного комплекса повезло куда меньше. От домика директора, флигеля, сараев и бани не осталось и следа. Сохранилась только конюшня, на заднем дворе основного здания, переделанная в жилой дом.


17


18


19


20


21


Источники:

Власов В.А. «Орловские эскизы». – Орел: Издатель Александр Воробьев, 2006.

О Глуховцеве
http://www.mke.su/doc/GLUHOVTsEV.html

О Крюкове
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%FE%EA%EE%E2,_%D4%B8%E4%EE%F0_%C4%EC%E8%F2%F0%E8%E5%E2%E8%F7


P.S. Ну и как обычно, если кто-то из читающих мою запись обнаружит в ней какие-либо ошибки, неточности, что-то из написанного покажется странным или непонятным прошу написать об этом в комментарии. Буду очень благодарна.

Оригинал