В штате Путина есть постоянный дегустатор, обязанность которого - проверять, не отравлена ли еда президента
"Будь вы Владимиром Путиным, вам было бы простительно ощущать ныне легкую паранойю, поскольку западный мир поочередно обвиняет, ругмя ругает, поносит и проклинает вас за катастрофу малайзийского авиалайнера", - пишет журналист The Independent Джон Уолш. Так что утверждения, что в штате Путина есть профессиональный дегустатор, не вызвали у автора удивления. "Новость пришла с лондонского заседания Club des Chefs des Chefs - клуба, члены которого готовят блюда для глав государств и мировых лидеров", - говорится в статье.
Газета сообщает еще несколько "утечек" с заседания поваров: британская королева избегает морепродуктов, Барак Обама терпеть не может свеклу, а принц Филип за ланчем предпочитает пиво вину. "В "звездном" списке поваров мировых лидеров есть примечательная лакуна: для Путина всю пищу готовит и пробует не шеф-повар, а сотрудник его охраны, дабы гарантировать, что еда не отравлена", - говорится в статье.
А как поставлено дело в США? Джозеф Петро, сотрудник Секретной службы во времена президентства Джорджа У.Буша, утверждает: президенты США не едят ничего, что не было приготовлено обслугой Белого дома и не было подано охранником Белого дома в форме официанта. "Если президент едет на зарубежный саммит, его охрана заранее выясняет меню и привозит все ингредиенты из Вашингтона", - говорится в статье. По мнению автора, теперь Путин, вероятно, следует этому правилу и "приносит с собой собственные соль, перец, соус, бутилированную воду и салфетку - просто для подстраховки, понимаете?"
Свежий номер журнала Newsweek вышел с фотографией российского президента Владимира Путина на обложке: The Pariah, "Изгой" - гласит заголовок. Журнал публикует пространную статью британского журналиста Бена Джуда, озаглавленную "При дворе Путина - взгляд за кулисы: личные привычки современного диктатора" и посвященную распорядку жизни российского президента. В послесловии к материалу журналист сообщает, что эта статья стала результатом трех с лишним лет сбора информации для книги "Хрупкая империя: как Россия полюбила и разлюбила Владимира Путина" (Fragile Empire: How Russia Fell in and Out of Love with Vladimir Putin / Yale). "В ходе исследования у меня была возможность побеседовать со всеми - от бывших премьер-министров до действующих путинских министров и региональных губернаторов, высокопоставленных чиновников, близких советников, личных помощников и простых людей. На основании информации, полученной в ходе этих интервью, были составлены описания личных привычек и распорядка жизни современного диктатора. Приводимые цитаты принадлежат российским чиновникам, имена которых не подлежат разглашению", - сообщает Бен Джуда.
Журналист очень детально описывает распорядок дня президента, рабочий процесс, его привычки в питании, предпочтения в спорте.
"Президент играет в хоккей настолько часто, насколько может. Ему нравится надевать этот толстый удобный шлем и брать в руки свою быструю клюшку. Именно этого и ждет окружение Путина сильнее всего: раз в несколько недель президент организует хоккейный матч", - пишет журналист. "В качестве знака близости" посмотреть на эти матчи приглашаются близкие доверенные люди - "большинство, как и он, из Санкт-Петербурга, старые товарищи, те, кому он доверяет. Это, в основном, бизнесмены, и их имена находятся в списке санкций США. Например, братья Аркадий и Борис Ротенберги или Геннадий Тимченко. Они играют и проигрывают. А команды состоят из телохранителей". Джуда сообщает, что одна команда состоит из телохранителей президента, вторая - из телохранителей премьер-министра Дмитрия Медведева: "Сам премьер-министр редко присутствует на президентских играх, но участие его телохранителей является обязательным".
"Эти люди составляют ближний круг. Это те, кто поднимался вместе с ним из болот Санкт-Петербурга. Тогда он был только заместителем мэра. Они тянули электропровода между своими дачами и вместе ели дешевое мясо. Они считают, что заслуживают этого. Раньше они называли его "босс". Но в последние годы стали называть его "царь", - сообщает Бен Джуда.
Что касается организации заграничных поездок президента, то "тут все планирует разведка". "Пилотная группа выезжает в нужную столицу за месяц до президента. Осматривается гостиница, где будет жить его администрация. В этом деликатном деле ФСБ и СВР сотрудничают".
За неделю до прибытия президента заграничный отель "превращается в Кремль": бронируются и опечатываются номера, в президентском номере, куда "никто не имеет доступа", "убирают и заменяют гостиничные простыни и туалетные принадлежности". "Тем временем все, кто ему может потребоваться, прибывают на самолете: российские повара, уборщики, официанты. Прибывают и сигналят российские грузовики с двумя тоннами российского продовольствия. Он проведет на этой земле всего одну ночь. А группы дипломатов ведут многоступенчатые продовольственные переговоры с хозяевами", - сообщается в публикации.
"Хозяева, включая глав государств и правительств, не могут предлагать президенту пищу. В странах с богатым кулинарным наследием посольство вынуждено отстаивать свою жесткую линию: президент не может употреблять иностранную пищу, которая не была проверена Кремлем".
"Российские продукты для президентского стола доставляются заранее, а затем за местными поварами надзирают ФСБ, СВР, ФСО и их группы дегустаторов. На заграничных банкетах президент даже не прикасается к еде".
В своем материале Бен Джуда описывает, как проходят встречи президента, как ведут себя приближенные президента в его присутствии.
Автор публикации также цитирует слова одного из переводчиков, состоявших на службе: "Когда находишься рядом с ним, кажется, что он был бы рад покинуть свой пост. Но он знает, что у него не получилось управлять Россией как-то иначе, кроме как феодальным способом. И в тот момент, когда его хватка ослабнет... все обрушится и он попадет в тюрьму... и Москва будет гореть, как Киев".
Бен Джуда также упоминает рассказ одного из приближенных, "который вспоминает, как однажды теплым летним вечером он [президент] открыто начал говорить о судьбе своей страны. Обращаясь к тем, кто в тот вечер по долгу службы был в Ново-Огарево, президент спросил, кого можно назвать величайшими предателями России. Но ответа ждать не стал: величайшими преступниками в нашей истории были те слабаки, кто бросил власть на пол - Николай II и Михаил Горбачев, кто позволил, чтобы затем эту власть подобрали истерики и безумцы". "Приближенные, присутствовавшие при этом, утверждают, что президент пообещал никогда не делать этого".
На международном уровне российский лидер сотрудничает, однако своим он излагает настоящую стратегию, пишет Анна Зафесова в статье, опубликованной в газете Il Foglio.
"Разумеется, прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности нашей страны, конечно, сегодня нет". Владимир Путин созвал Совет безопасности, свой "оперативный штаб", чтобы попытаться успокоить и одновременно мобилизовать, изложить сложный маневр после того, как трагедия с малайзийским Boeing привела украинский кризис к точке невозврата. Сепаратисты передали останки жертв и "черные ящики" в самый последний момент, чтобы Россия избежала нового раунда санкций. И глава Кремля вновь заявил о своей готовности сотрудничать. Более того, он впервые признал, что имеется прямой канал связи с повстанцами на востоке Украины: "Нас призывают оказать воздействие на ополчение юго-востока. Все, что в наших силах, повторяю, мы, конечно, будем делать. Но этого совершенно недостаточно", - говорится в статье.
"Дипломатическое отступление началось в воскресенье, когда после телефонных разговоров с западными лидерами Путин записал послание с выражением соболезнований и заверениями в сотрудничестве. Видео было записано в спешке, без прикрас, чтобы показать его Обаме. В понедельник вечером Россия, впервые с начала кризиса, проголосовала за резолюцию СБ ООН, отказавшись от своего проекта в пользу австралийского текста, в котором содержится требование "наказать виновных" в катастрофе", - говорится в статье.
Это поворот, который Путин, вероятно, не мог не совершить, чтобы не навредить себе по вине боевиков. Но он должен был объяснить причину смены курса и поэтому созвал Совет национальной безопасности. Темой заседания стала защита территориальной целостности, которой в настоящий момент ничто не угрожает благодаря "стратегическому равновесию" ядерного арсенала. Но Россия "соответствующим образом" ответит на расширение НАТО и американскую ПРО: "Нам часто говорят, что система ПРО - это оборонительная система. Ничего подобного, это наступательная система, это часть наступательной оборонной системы Соединенных Штатов, вынесенная на периферию". К числу первостепенных задач относятся укрепление обороны Крыма и снижение зависимости экономики от "внешних негативных факторов", говорится в статье.
Выступление жесткое, но не чересчур по меркам Путина, хотя в речи не было недостатка в выпадах против Киева и Запада, который осуществляет так называемые "цветные революции", а другими словами, государственные перевороты в "слабых странах". Но в речи были и необычные акценты, как, например, призыв к гражданскому обществу, в то время как секретарь Совета Николай Патрушев высказал необычную идею "прислушиваться к оппозиции, которая часто выдвигает хорошие предложения", пишет автор статьи.
Иными словами, речь идет о проявлении "лунного Путина", если использовать терминологию Александра Дугина, кремлевского геополитического гуру. "Солнечная" сторона проявляется в беседах с духовенством и в присоединении Крыма, "лунная" сторона, менее мистическая, отражает извечную дилемму русских царей: в вертикальной системе, в отсутствие оппозиции настоящий парламент, независимые СМИ и система сдержек и противовесов демократии вынуждены вступать в противостояние с самими собой, и предметом политической борьбы становится перетягивание верховного лидера на свою сторону. При Путине почти всегда "ястребы" имели превосходство над "голубями", как отметил Алексей Кудрин, бывший министр финансов. Разрыв с Западом, по словам Кудрина, будет стоить русским сокращения доходов на 15-20%. Перспективы возобновления роста минимальны без реформирования "слишком отсталой" политической системы, пишет автор статьи.