Уже и не помню, сколько раз за последний год писал о том, что наша Государственная Дума увлеклась запретительными законами – ни поматерись теперь, ни покури всласть за столиком уличного кафе и прочее, и прочее. Причём в каждом материале предполагал, что всё постепенно вернётся на круги своя. Как, например, было в Архангельске. Придя в 2004-ом году на смену импозантному Ефремову, «кисломолочный» губернатор Киселёв авторитетно заявил, что народу нужны дороги и молоко, а не какое-то там телевидение. Проекты закрывались сами собой, только что воздвигнутая телевышка ржавела. Однако заноки губернской жизни посмеивались – shoo must go on, особенно, если есть всенародные выборы. И пожалуйста, в этом году в Поморье запущены сразу два своих телеканала. Пусть это и местные врезки в уже существовавшие на федеральном уровне, но всё-таки. Хотя я сегодня не о выборах, я о мате…
Из российского парламента пришло сообщение о том, что Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере использования русского языка», более известный как закон о запрете мата в кино, театре, литературе и на концертах, будет пересмотрен в осеннюю сессию Государственной думы, как минимум, в одном пункте. А именно - об обязательном прокатном удостоверении для любого показа фильма на территории Российской Федерации.
Вот как это комментирует первый заместитель председателя комитета по культуре Государственной думы, бывшая когда-то популярной актриса кино Елена Драпеко: «В сентябре, когда депутаты выйдут из отпуска, мы обязательно поднимем этот вопрос на заседании комитета по культуре. Я уверена, мы сможем прийти к приемлемому решению». И что сказала? По сути, ничего, обычный, ни к чему не обязывающий набор депутатских слов. Но, как профессионал, Елена не может не понимать, что высокое искусство имеет свои нюансы, что в особых случаях мат в устах героя может стать свидетельством эпохи.
В действующем законе от прокатного удостоверения освобождены фильмы, специально созданные для показа по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению, а также зарубежные фильмы на международных кинофестивалях. Кинематографисты надеются, что в список исключений добавятся все фестивали, киноклубы, различные формы некоммерческого показа.
В Минкультуры разделили обеспокоенность сложившейся ситуацией и пообещали «ещё раз внимательно проанализировать принятые нормативные акты, их практическое применение и влияние на фестивальную деятельность». Последнее особенно ценно, если где российское кино сегодня и оценивается по достоинству, так это на международных кинофестивалях. Причём в 99 % случаев в разделе «авторское кино», где мат не является площадной бранью, но ещё одним средством выражения эмоций.
Получается, в России приходит кирдык не только фестивальному, но и вообще авторскому кино, не осененному высокой моралью и патриотическим пафосом? Но в нашей парадоксальной стране именно запреты дают толчок к развитию искусства. Например, Вячеслав Шмыров, в 1994–2002 годах президент Федерации киноклубов России, считает, что, если закон будет работать в нынешнем виде, киноклубное движение в стране либо «намертво встанет или, наоборот, получит новый стимул развития, как это случилось в годы застоя в СССР, когда любой запрет, в том числе и в сфере кинопоказа, порождал активное гражданское противодействие». И действительно СССР был самой читающей страной именно в эпоху самиздата, из командировок в глубинку привозили чемоданы книг, а не деревенских разносолов, за «Зеркалом» Андрея Тарковского готовы были ехать на любую окраину.
Впрочем, к чему-то похожему интеллектуальное меньшинство нашего общества готово и сейчас. По мнению Шмырова, часть киноклубного показа в столице может переместиться на территорию иностранных посольств. Также фестивали российского кино могут активизироваться в соседних странах, в том числе (страшно подумать!), на Украине. Вот это уже будет настоящий политический демарш, нашими же руками и взрощенный.
Короче, мат на экране постепенно обретает не только нравственную, но и политическую, а так же финансовую окраску. Касаемо последнего, существующая система просто не справится с нахлынувшим на неё объёмом работы. «Если раньше требовалось выдать, допустим, 600 удостоверений в год, то теперь их может быть, например, 6 тысяч. Легче сразу закрыть все фестивали» - иронизирует Кирилл Разлогов.
Напомню, что вступивший в силу с 1 июля закон запретил, с одной стороны, выдачу прокатных удостоверения для фильмов с нецензурной лексикой, а с другой - публичный показ фильмов без прокатного удостоверения. Согласно принятому закону первое правонарушение будет караться штрафом в размере до 50 тыс. рублей, повторное - до 100 тыс. рублей или приостановлением деятельности на срок 3 месяца.
Сразу уточню – я не являюсь сторонником мата на экране. Даже когда советский прапорщик обращается к советскому солдату тоном камер-юнкера – «товарищ рядовой, почему вы так неаккуратно подошли к вверенному вам заданию, да ещё и уронили лом мне ногу… придётся вас примерно наказать». Однако американцы, уж на что ханжи и лицемеры, но в их полудетском «Рембо» (%2B12) ветераны вьетнамской войны во весь голос говорят fuck (стыдливо переведённый в нашем прокате как «проклятье»), и их звёздно-полосатый флаг от этого не краснеет. Нам бы ещё разобраться со словом «херЪ» - действительно это буква русского алфавита, или всё-таки вульгарное название мужского полового органа.
Не так давно я смотрел фильм из жизни братвы 90-х. Не шедевр, но сделан добротно, с бережным отношением к деталям, со звероподобными персонажами, употребляющими соответствующий лексикон. Меня от этого не воротило, но сына бы рядом не посадил никогда. В «Бригаде» показано то же самое, но без мата. Зато романтизировано, дети играют в Космоса, Белого, Пчёлу. Так что опаснее для нравственности поколения?
Каким-то мистическим (или не очень) образом закон о прокатных удостоверениях совпал с Каннским триумфом «Левиафана». Только ленивые не написал о том, что новый фильм Андрея Звягинцева изобилует матом, курением, пьянством и… короче, всем тем, от чего монашки-кармелитки в обморок падают. Но и фильм не для них и не про них, про жизнь глубинки, почти на производственную тему. И сыну моему, котором 12, он ещё долго будет неинтересен. А тёща моя за свою жизнь и работу в «Рыбак-союзе» ещё и не такие выражения слышала…
Зато наш министр культуры Мединский, ещё не посмотрев даже рабочий материал, а только прочитав сценарий, сразу же объявил, что «картина не своевременная». Типа повести «Один день Ивана Денисовича», вот на какую высоту чиновник поднял режиссёра. И мат в устах героев, подозреваю, ни при чём. Виноват сюжет, в котором машина власти прокатывается по честному работяге, вминая его в российскую грязь. Точное попадание в образы, раз Мединский так засуетился. Себя, небось, узнал.
Думаю, что ситуация как-нибудь вырулит, всё-таки мы уже не та «страна дураков», что была четверть века назад. Заодно проверим Никиту Михалкова на вшивость…
…остался ли он своим братком-киношником, или окончательно превратился в задрота-чиновника?