Раньше, губернатор ли, чиновник ли с губернии ехал в Ижму по делам ли, в гости ли, народ заранее знал, когда, кто едет. Встречали ижемцы гостей с хлебом солью прямо на дороге, вручали им свои челобитные, прошения.

Нынче сильно изменились время, люди. Долго гадали ижемцы, кто же приедет на «Луд» в гости. Но это была государева тайна. Сперва ижемские гадалки ставили на самого Гайзера. Потом слух прошел: не приедет он, уж слишком Вы, ижемцы, буйные, бойкие, не будет он рисковать в пору, когда урожай снимает  серпом предвыборным. Пошлют, скорее, Галину  Габушеву, пусть национальные проблемы  как сено вилами в стога красиво ставит. А в последний день предпраздничный разгадали  тайну: приедет Ковзель посмотреть на скачки лошадей ижемских.

Ну а у ижемцев вопросов каждому хватит. Не заржавеет. Молодежь спрашивает: желаем строиться на земле предков, дадите нам возможность такую? Раньше давали бесплатно и место и   сто кубов леса на корню в придачу.  А теперь нет места даже за деньги, а еще столько чиновников обойти, поклониться каждому, но  места все равно нет. Что за законы принимаете?

Или когда законы примут, что бы, если добывают у нас нефть, мать-природу гадят, так хоть деньги то тут оставались. А то грязь у нас, а деньги у Вас.

Ищет народ объявление про встречу, толпой ходит. Где же и когда большой чиновник личико свое народу кажет. Про скачки лошадиные написано, когда и где, аршинными буквами. А про встречу с чиновником ни слова. Правда грамотеи ижемские высмотрели все-таки в стороне от объявления  другое мелкими, как блохи, буковками из тридцати пунктов. Вот там   черным по белому (пункт №26) выведено: место встречи с Гайзером  - детский парк. Обрадовались ижемцы и побежали с утра с детьми в парк. Согласны они и на Ковзеля коли нет Гайзера. С 9 утра ждали. Вопросы и прошения свои на бересте записанные в руках держали. Тренировались, поклоны до земли матушки делать. Прыгали через нарты от радости. Ждали, ждали, ждали … но так и не дождались. Время то в пункте №26 забыли указать. Береста то, конечно, не пропала. Ночью на празднике было холодно, разожгли ею костер. И на душе ижемцев потеплело. Жаль, только вот не поняли ижемские грамотеи: губернские чиновники ижемцев боятся или дел у них столько, что с  людьми то простыми им некогда встречаться. Может они то и жен с детьми своих не видят от работы черновой на благо ижемцев.

Ну, а коли так, то низкий до земли поклон им сановникам из Сант-Петербурга в Коми от нас. Молодцы. Так держать. Будем за вас молиться да может и как в церковь будем всегда ходить за вас голосовать.

Терень Микул