Прескриптум. В кировских СМИ всего-то десяток-два запоминающихся фамилий. И половина из них стали известными благодаря ими же и спровоцированным скандалам. За эти самые фамилии сейчас держатся владельцы СМИ – те, кому повезло заполучить такую фамилию.
Все остальные сотрудники – милые и приятные люди, которые могут без потерь для себя сменить организацию или даже профессию и так же отлаженно и ровно работать в другом месте. Порой (обычно спьяну) гордо именуют себя непродажными. На самом деле – не слишком востребованы. Оно и неудивительно – дома строить полезнее, чем сайты стряпать. Особенно если их, этих сайтов – стопятьсот, и все как под копирку сделаны.
Это для фона и для снятия ощущения собственной эксклюзивности.
А теперь собственно о работе. Весной был закрыт сайт, на который я благополучно писала 2 года. Месяц я покантовалась в качестве рерайтера с сильным понижением в зарплате. А потом отправилась на волю и на поиски. Прошла около 30 собеседований, на которых периодически впадала в ступор, а после – смеялась до состояния, что называется, пацсталом.
А дело вот в чем.
Первое. Кировские СМИ-работодатели не видят разницы между журналистом и редактором. Кое-где даже путают журналистов с менеджерами по рекламе. А что? Человек-оркестр везде сгодится. Неважно, что скрипка фальшивит, а барабан и вовсе дырявый. «Мы возьмем вас, если вы будете писать, продавать и верстать». Ага, щас, только отдайте учредительские документы.
Недавно ходила на собеседование в один немаленький СМИ-холдинг. Сказала там, что я редактор. Текстовик. Люблю свою работу и ее возможности и т.д. и т.п. После моего вдохновенного спича девушка-эйчар спросила: «А если я вам предложу поработать у нас пробный месяц журналистом за 16 тысяч, вы согласитесь?». Я отказалась, еще раз уточнив, что все же редактор новостного потока. Ре-дак-тор. Тогда последовал вопрос: «А как у вас с написанием рекламных статей?».
Оооомг… Подозреваю, что на второе собеседование туда меня уже не позовут, ибо лицо у меня было очень выразительным.
Впрочем, моя предыдущая работа начиналась похоже. Я пришла на должность редактора в другой СМИ-холдинг. После пары собеседований меня взяли – угадайте, куда? – на должность контент-менеджера. Правда, в процессе работы все встало на свои места, и я таки начала писать на сайт.
И все же, наученная опытом, на очередном собеседовании аж с воронежским порталом я уточнила: а кто вам все-таки нужен – редактор или журналист? Мне ответили: да неважно, ведь новость – это всегда новость: и от редактора, который ее нашел в куче хлама (зачеркнуто) другой информации, и от журналиста, который сходил и написал.
Теперь буду цитировать эту фразу на всех будущих собеседованиях и мысленно вставлю в прошлые.
Второе. Средняя зарплата кировского смишника уровня до главного редактора чуть ниже средней по области – 13-25 тысяч рублей. Чаще 13-15. Реже 20+. Но официальная часть везде одинакова – обычно 4-8 тысяч. Все остальное в конверте. Но даже и на этот минимум оформлять обычно не торопятся, предлагая поработать за копейки и без отпусков внештатником. А на собеседованиях ни разу не стесняются говорить: «Вы разве не знали, что в СМИ теперь нет белой зарплаты?».
Любят в СМИ-работодатели и платные обучения. И бесплатную работу по выходным. И звонки по ночам. Понятно, что «работа такая», но хоть бы оплачивали, что ли, по-человечески.
Третье. В кировских СМИ любят тотально контролировать сотрудников. Никакой удаленки. Только под носом у начальства. Только с отчетами. Вроде бы работник СМИ – профессия, которая только выигрывает от предоставления свободы. Но нет же… Везде, везде, куда бы я ни приходила пособеседоваться, мне сразу говорили: удаленка? Нет. А некоторые и сразу пишут в вакансиях: работа только в офисе.
Впрочем, есть исключения. В защиту своей бывшей работы могу сказать, что когда я была на грани ухода в астрал от нехватки сна, меня перевели на удаленку. С тех пор это – кажется – вошло в практику, по крайней мере, в одном СМИ Кирова. Но тсс….
К слову, пресса крупных городов (кроме столиц) уже давно погрязла в удаленке. Как оказалось, роль журналистов отлично выполняют обыватели, наполняющие соцсети информацией. Поэтому работнику СМИ остается только найти повод и сделать выводы. Приятная тенденция, снимающая напряжение от общения с отдельными ньюсмейкерами. Хочется дожить до того времени, когда она массово придет в Киров.
Четвертое. Эйчары, главреды и прочие обычно присутствующие на собеседованиях товарищи! Вы задолбали задавать дурацкие вопросы, в ответ на которые все врут (с) доктор Хаус. Самый, пожалуй, перл - «А почему вы хотите работать в нашей компании?».
Если в ответ на это вы ждете дифирамбов в адрес компании, то не дождетесь. 99 процентов кировских Интернет-ресурсов и печатных СМИ похожи как один…одно. И зарплаты тоже похожи. Поэтому выбор обычно объясняется отсутствием перспектив на старом месте работы. Но не в том смысле, в котором подразумеваете вы, работодатели.
Еще доставляет вопрос - «Что бы вы предложили изменить на нашем ресурсе?».
Видите ли, идеями за бесплатно не делятся. Даже плохими. Потому что всегда найдется тот, кто превратит плохое в хорошее, а потом и в прибыльное. Но не для сотрудника, а для себя. Поэтому не задавайте такой вопрос. Правду вам не ответят, а слушать чушь – вредно для психического здоровья.
И так далее, и тому подобное. Не тратьте свое и чужое время – лучше дайте тестовое задание. Все будет понятно сразу.
…А так – все прекрасно. И работ много, очень много.