Как стало сегодня известно, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) коммуницировал жалобу, поданную юристами МРОО «Комитет против пыток» в интересах жителя Йошкар-Олы Андрея Иванова, обратившегося к правозащитникам за помощью.


В своем заявлении в Комитет против пыток Андрей Иванов сообщил, что 15 июля 2005 года он со своим другом возвращался домой после прогулки по ночной Йошкар-Оле около часа ночи. Недалеко от центрального рынка к друзьям подъехала милицейская машина. Вышедшие милиционеры сказали им, что возле остановки «Санчасть» произошло ограбление. А молодые люди – единственные гуляющие в округе и очень похожи на преступников, а значит должны проехать с милиционерами в Центральный отдел для опознания. Парни спорить не стали, решив, в отделе разберутся, и без всякого сопротивления или принуждения сели в служебный автомобиль. 

По словам Андрея, по приезду в отдел милиции их поместили в камеру для административно задержанных. Около пяти часов утра пришел дежурный оперативник, который отвел их на третий этаж отдела. Иванова завели в кабинет 307, а его друг остался сидеть в коридоре. В кабинете оперативник стал задавать Иванову вопросы о том, какие преступления тот совершил ночью. Иванов ответил, что ничего не делал, все его преступление заключается в том, что он оказался в ненужное время в ненужном месте. Милиционер таким объяснениям не поверил. Он подошел к Иванову и, профессиональным ударом сбив его со стула на пол, стал пинать Иванова ногами. Затем милиционер достал из стола резиновую дубинку и три раза ударил ей Иванова по голове. От ударов Андрей потерял сознание. 

Очнулся Иванов лежащим на полу. В кабинете находился еще один сотрудник милиции, который участие в избиении не принимал и сказал, что надо вызвать скорую помощь, так как у Иванова из головы шла кровь. Приехавшие врачи оказали парню медицинскую помощь. После их отъезда избиения прекратились. Андрея отвели в другой кабинет, где он просидел примерно до 11 часов. После этого его отвели в кабинет к следователю, где провели опознание, в  ходе которого потерпевшие не опознали Иванова как лицо, совершившее преступление в их отношении. 

После опознания следователь, видимо, сочувствуя побитому Андрею, попросила коллегу отвести его в травмпункт. После получения необходимой медицинской помощи Андрей написал заявление в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело в отношении сотрудника милиции.

Несмотря на все усилия правозащитников, неоднократных обжалований незаконных действий следователей, уголовное дело по указанным фактам так и не было возбуждено. Официальное следствие объяснило телесные повреждения тем, что ни в чем невиновный Иванов якобы неудачно хотел выпрыгнуть в окно, но разбил себе голову о сейф.

Немаловажная деталь. В ходе общественного расследования правозащитникам удалось выяснить личность милиционера, на которого Иванов указывал как на своего обидчика – им оказался оперуполномоченный Пчельников. Этот сотрудник милиции был позже все-таки осужден в 2007 году по аналогичному делу за избиение двух молодых людей все в том же злополучном отделе милиции. Тогда ему было назначено наказание в виде трех с половиной лет лишения свободы.

Не добившись восстановления нарушенных прав Андрея Иванова на национальном уровне, юристы Комитета против пыток в 2008 году направили в его интересах жалобу в Европейский суд по правам человека. Спустя 6 лет эта жалоба была коммуницирована. Отметим, что это уже пятая жалоба жителей Республики Марий Эл на пытки, которая была, коммуницирована Страсбургским судом и где юридическую помощь заявителям оказывают сотрудники Комитета против пыток.

По жалобе Иванова европейские судьи задали российским властям ряд вопросов, в частности, подвергся ли заявитель пыткам в нарушение статьи 3 Европейской конвенции, было ли расследование, проведенное по его заявлению, эффективным, и соответствовало ли задержание Иванова гарантиям, предусмотренным статьей 5 Конвенции.

По словам представителя Андрея Иванова в ЕСПЧ, юриста МРОО «Комитет против пыток» Антона Рыжова, до истечения сроков давности привлечения к ответственности виновных лиц в данном деле остался ровно год. «Я думаю, нашим следственным органам надо очень постараться, чтобы спустя 9 лет собрать доказательства и провести адекватное расследование этого дела, – отметил Рыжов. – Тем не менее, я надеюсь, что это сделано всё же будет, и мы не получим еще одно решение ЕСПЧ, в очередной раз ставящее на России клеймо страны, где не только пытают (пытают и других государствах), но и страны, где власти эффективно расследовать пытки и привлекать к суду виновных просто не способны».

Пресс-служба МОО "Комитет против пыток"