Хотелось бы напомнить об одной стране, где гражданская война в головах переросла в национальную катастрофу. Это было совсем недавно. 20 лет назад. Руанда. В начале 90-х годов у власти стоит президент Жювеналь Хабиаримана. Человек, в основных принципах ориентированный на ресурсно богатый Запад, но удерживающийся у власти тем, что все время играет на противоречиях двух основных народов Руанды тутси и хуту. Сам Жювеналь — хуту.



 

Старый, очень старый национальный конфликт, заложенный еще со времен колониализма, этакая гражданская война в головах у жителей Руанды. Жювеналь очень активно для разогревания этого конфликта пользовался единственным доступным и очень влиятельным СМИ в Руанде — радио. Телевидение, в отличие от богатой России, в Руанде не развито. Журналисты радиоканалов ежедневно рассказывали жителям Руанды, какие тутси плохие, тутси приписывались самые страшные человеческие грехи, тутси называли предателями. Население Руанды разогревалось. Жювеналь потирал руки, а когда общался с западными коллегами, пожимал плечами и говорил, что он ничего не может поделать. Мол, свобода слова.

Увы, в Руанде не было ни одной политической или гражданской силы, которая бы довольно громко указала на приближающуюся катастрофу и к которой бы прислушивались. Тутси видели проблему в хуту, хуту видели проблему в тутси. Тутси верили, что если президентом страны станет этнический тутси, то все сразу станет хорошо. Хуту считали Жювеналя гарантом стабильности в стране.

6 апреля 1994 года Жювеналь Хабиаримана погиб в результате авиакатастрофы. В истории Руанды апрель, май, июнь и июль 1994 года останутся самыми страшными годами. По разным данным в результате короткой гражданской войны погиб 1 млн жителей Руанды. Более 3-х месяцев происходило по 72 убийства в час. При этом 90% погибших были этническими тутси. Это была резня. Гражданская война из голов, разогретая средствами массовой информации, вылилась на улицы.

А теперь догадайтесь, кто более всего пострадал от этой резни? Да, да, да, именно так. Хуту пострадали больше всего. Резня лета 1994 года шокировала окружающие страны, и все кинулись поддерживать убиваемых тутси. На сегодняшний день тутси контролируют Руанду, а хуту разбежались по всему миру. Десятки тысяч хуту погибли в лагерях для беженцев от болезней и голода. Есть даже несколько поселений хуту в России.

Нам, чтобы не повторить судьбу Руанды, надо срочно обуздать наши СМИ и разобраться с гражданской войной в наших головах. Очень хорошо по этому поводу сказал современный французский историк Руссо (не путать с философом Руссо), правда, его слова касались проблем послевоенной Франции. Руссо пишет, что историческая реальность была гораздо сложнее, чем прежние, во многом мифические представления о ней, не все участники борьбы с фашистами были героями, и не все коллаборационисты были предателями.


Сложность ежедневного выбора русского человека, стоящего перед историческим выбором ради сохранения своей страны, — это важный фактор для примирения наших мятущихся душ, требующих однозначных ответов. Ленин, спасающий Российскую Империю перед лицом индустриального рывка, и Колчак, спасающий Россию перед лицом потери веры и культуры. Они оба русские. А попытка загнать одних в герои, а других — в предатели — это подготовка России к катастрофе.