иногда бываю на фестивалях кино и тв, там насыщенная творческая программа - поиск сюжетов, импровизация, задания, требующие мгновенного исполнения, короткие фильмы с быстрой постановкой.
на этот раз команде моих ребят дали задачу - снять короткий игровой (значит художественный) фильм. мы обдумали несколько идей, которые можно было положить в основу сюжета и остановились на идее с рабочим названием "расплата".
в "расплате" финальная сцена проходила на железной дороге в дикой местности. враги завязывали герою глаза, волокли на пути и бросали там под нарастающий рокот приближающегося поезда. в замедленном воспроизведении герой переживал последние мгновения своей жизни. поезд приближался и наконец пролетал. только в последнем кадре становилось понятно, что противники бросили героя на соседние рельсы и герой выжил.
мы быстро нашли место, подходящее для съемок. рядом шли двое параллельных путей, но только по одним каждые пятнадцать минут пролетал пассажирский состав или какой-нибудь товарняк. а вторые пути были безопасны и свободны.
казалось бы, бери и снимай.
но не всё оказалось так просто.
сашка ш. играл главную роль. быстро подобрали подходящую для героя одежду. отправились на натуру. было холодно и ветренно. основную сцену снимали среди редких сосенок на пригорке, а финальную - чуть ниже - на самих путях.
под пригорком я нашёл собачий череп, с него мы и начали первые кадры: камера панорамировала от черепа к фигурам персонажей, замеревших в ожидании.
красавица настя, с которой в кадре должна была случиться нервная истерика, послушно терпела, пока ей размажут по щекам тушь. затем отошла в сторонку и долго силилась заплакать, сосредотачивалась. потом взмолилась, что ничего не получается. попросила, чтобы кто-нибудь из съемочной команды как следует врезал ей.
в целом обстановка была нервной. все то до слёз хохотали, то погружались в отчаяние, - работа, казавшаяся еще вчера целостной, теперь разваливалась на глазах и выглядела совсем неубедительной.
только кирилл, который руководил камерой и актерами, ни на секунду не терял уверенности. я тихонько наблюдал за его распоряжениями, за тем, как он управляется с техникой. в который раз понял, что кино нельзя снимать в одиночку, даже если у тебя есть целая команда людей, готовых выполнять задуманное. у кино должно быть минимум три самостоятельных автора, один может взять на себя сюжет, второй - режиссуру, а третий - операторскую постановку. тогда можно забыть про часть трудоёмкой работы и сосредоточиться на своём сегменте, понятным больше всего именно тебе.
где-то вдалеке послышался гулковатый гудок поезда.
- работаем! поезд идёт!
сашку ш. вытащили на пути. бросили. глаза завязали моим шарфом.
- вон из кадра!
ребята отбежали.
- дальше, дальше, всё ещё попадаете в кадр!
кирилл вёл съемку
пришлось расчистить пространство вокруг героя метров на сто по обе стороны. теперь маленькая фигурка сашки ш. сгорбленно и одиноко замерла на рельсах.
лишний раз перепроверили, что поезд, уже показавшийся вдалеке, пролетит по соседним рельсам, а не по тем, где находится герой.
- работаем!
видимо, машинист заметил на соседних путях человека, поэтому дал несколько сигнальных гудков. потом ещё раз загудел, сигнал звучал одновременно тревожно и угрожающе. все радовались тому, что сигналы попадут в фильм.
поезд миновал фигурку сашки. кадр был взят, как надо. уже настало время прекратить съемку, приступить к самому последнему кадру. после этого работа будет завершена.
поезд оказался длинным и всё шёл, шёл. все ждали. сашка находился на рельсах и не торопился снимать повязку.
в этот момент и стало происходить то, чего съемочная команда предвидеть не cмогла.
именно здесь и именно сейчас обстоятельства совпали так, что на вторых путях, где находился сашка, из-за поворота вдруг показался ещё один поезд.
- сашка!.. - закричал кто-то первым.
и все тут же заметили поезд, ужаснулись и подхватили: "сашка! уходи!! эй!!".
орали все. кто-то побежал к сашке. но там, беги-не беги, не успеешь, второй поезд шёл очень быстро, а расстояние от команды сашки было порядочным. всё из-за того, что кирилл, чтобы снять свободный общий план с героем, разогнал всех как можно дальше.
вот глупая безвыходная ситуация.
сашка на рельсах. глаза его завязаны. он ничего не видит. рядом всё ещё едет нескончаемый состав. от грохота его колёс сашка ещё и ничего не слышит. он просто ждёт. а прямо на него летит разогнавшийся второй поезд.
надвигающийся состав загудел. конечно, машинист знал, что на такой скорости поезд невозможно остановить. рев гудка терялся в грохоте соседнего поезда.
неслышащий и невидящий сашка ш. и помыслить не мог, что по его рельсам...
все думали, что уже всё.
потом сашка ш. рассказывал, что почувствовал, что дрожащая земля начала вдруг дрожать сильнее. он отреагировавв каким-то позвоночным чувством, спинной интуицией, вдруг сорвал повязку и увидел надвигающийся состав. тот уже был буквально в нескольких метрах. тогда за долю секунды сашка поставил рекорд по прыжкам в высоту, метнулся с рельс и покатился под насыпь.
ревущий поезд мчался по тому месту, где едва не стряслась трагедия.
подбегали ребята.
всех трясло.
чуть не потеряли человека. страшно думать, что могло бы произойти. теперь это был серьезный опыт, после которого в заметки по киносъемке я внес пункт "БЕЗОПАСНОСТЬ", так и записал заглавными буквами. оплошность в этом может стоить несоизмеримо много.
в тот момент кирилл остановил съемку, едва первый поезд перекрыл фигуру сашки. все происходящее не было снято. да и ладно, кому нужны такие кадры... оставшееся за кадром мы решили не раскрывать и для других. договорились, что сохраним это в тайне и для каждого из команды это должно стать серьезным уроком.
фильм был представлен на фестивале. работу долго обсуждали. хоть он был кривоват и неумел, нам присудили первое место.
на этом и поставили точку с мыслями о том, что в дальнейшем пусть будут лучше и сами работы, и сопровождающие их обстоятельства.