Редакция самой популярной газеты в профессиональной учительской среде «Первое сентября» объявила о закрытии издания в предстоящем июле. Мне с грустью вспомнилось, что ровно год назад, в июле 2013г., был закрыт ПабликПост — сайт, представлявший из себя симбиоз блогов и новостей общественно-политического характера; свободная, демократичная и одновременно высокопрофессиональная площадка для обсуждения острых и важных социальных тем, которая, на мой взгляд, не имела себе равных в Рунете. Тогда меня поразило даже не то, что решение о ликвидации динамично развивавшегося ресурса, сумевшего за полтора года завоевать ежемесячную аудиторию в 1,5 млн. посетителей, объяснили экономическими причинами. И не то, что ресурс был полностью удален из сети интернет в кратчайшие сроки, не позволив авторам и другим заинтересованным лицам хотя бы скопировать материалы. Тогда поразила абсолютная тишина по этому поводу, всеобщее молчание, в котором словно чувствовалось некое удовлетворение «свободных СМИ» от устранения лишнего конкурента. Помня ту горечь, пишу этот пост.
Тем более что для школьной педагогической общественности Кировской области «Первое сентября» - газета не чужая. Региональная власть совместно с издательским домом уже несколько лет реализует замечательный проект «Школа цифрового века». Каждое образовательное учреждение получило код доступа, и любой учитель может на бесплатной основе оформить подписку на электронные издания, среди которых журналы по всем учебным предметам, психологии, здоровью детей, классному руководству. В условиях существования анахронизма в виде сторублевой компенсации на книгоиздательскую продукцию и деградации методических служб это действительно великолепный подарок педагогам Вятки. И это оригинальный эффективный способ сохранения ситуации непрерывного самообразования учителей, без чего нормальное функционирование учебных заведений представить трудно.
Причины закрытия газеты редакция пояснила так:
«Дорогие друзья, мы никогда не думали, что нам придется писать, а вам читать такие строки: с июля газета «Первое сентября» перестает выходить.
Наступает новое время для страны, для школы, для учителей и учеников. И в этом времени нет места для газеты Симона Соловейчика. Она была рождена в другие годы и для другого; в этом ее мощь и ее уязвимость. Как и все мы – те, кто всерьез выбрал «ПС», заново родившиеся в начале девяностых, – она явилась на свет на волне веры в то, что историю можно направить, свершить, уйдя от советского опыта тотальной директивности; разумным, мирным словом можно изменить школу и учителя, опереться на лучшее в каждом – на человеческое в человеке.
…Так мы жили все минувшее десятилетие нового века: пока постепенно сокращались гражданские свободы, пока школу все больше и больше загоняли в нечеловеческие условия, мы старались быть «вопреки», отказываясь признать то, что по уму и сердцу невозможно признать.
Но сегодня мы, те, кто делает газету «Первое сентября», уже не можем оставаться в рамках прежнего издания… К великому несчастью, от нас, как нам кажется, сегодня требуется то, что противоречит самому духу газеты: признать, что худшее в человеке взяло верх.
Продолжать выходить, как будто ничего не случилось, мы – не можем... Сегодня на календаре совсем другое первое сентября совсем другого года».
В интервью «Новой газете» главный редактор Елена Бирюкова добавила, что коллектив принял такое решение единогласно. Ещё она сказала: «Соловейчик ждал от нас абсолютной серьезности, абсолютной строгости и требовательности в отношении к делу. Но не говорил об этом никогда. Потому что знал: все эти качества рождаются только в пространстве свободы. Внутренней свободы каждого из нас. А газета была лишь способом выражения этой свободы, ее пульсом». По её мнению, все последние годы свобода уходила из общества, образования, школы, и теперь слова уже ничего не решают.
Я так трактую её мысль, что вопросы, которые сегодня встают перед школой, зачастую никакого отношения к педагогике не имеют, а навязываются сверху как некие идеологические догмы, как установки, продиктованные политической конъюнктурой. Потому журналистам массовой педагогической газеты волей-неволей пришлось бы обсуждать темы, отношение к которым если не определено, как единодушное, то все равно задано в определенном русле, и отступление от него грозит им неблагоприятными последствиями. А согласиться со многим они не могут. Потому уходят. В общем, испугались. Сдались.
У меня только один вопрос. Если вам, уважаемые кандидаты и доктора, профессора и академики, так страшно и невмоготу, что готовы воды в рот набрать, то как же мы – рядовые учителя? Мы ведь не можем не прийти на урок. Нас первого сентября будут ждать дети. И какое бы ни было время, они будут ждать от нас честности, достоинства, порядочности, гражданской смелости и правдивого слова. Или нам тоже отгородиться стеной молчания?
Совсем недавно в Кирове проходила встреча учителей с Артёмом Соловейчиком, сыном основателя газеты «Первое сентября», директором одноименного издательского дома. В своем выступлении он привел следующий пример. Представьте, что какой-то человек на протяжении длительного времени живет в ограниченном пространстве. Он просыпается, завтракает, бродит в своем замкнутом тесном мирке, ужинает, ложится спать – каждый новый день снова и снова. Ничего скучнее такой жизни вроде бы быть не может. А теперь представьте, что этот человек – Христофор Колумб. И он долгие месяцы плывёт на своей шхуне, чтобы открыть новые земли. И жизнь его озарена великой целью, и вся деятельность его приобретает глубокий смысл.
Уважаемые друзья из «Первое сентября»! Соглашусь, что мир школьной свободы скукожился до крайне узких размеров. Только значит ли это, что шхуну следует затопить? На просторах России есть люди, которым нужно слышать ваше весомое слово. Необходимо. Жизненно важно. Если вы его не произнесете, то эти хорошие учителя ни от кого, быть может, его не дождутся.
15 Июн 2014, 16:43