К разного рода мистике в городском эпосе и вообще я отношусь сдержано. Конечно, я отдаю себе отчет, что большая часть поверий и преданий, связанных с нашим городом – это не более чем городские легенды, которые должны быть везде.  Это нормально. Правда, в последнее время, возможно под влиянием передачи на одном из местных каналов, где рассказывают про всякие легенды-небылицы, мне стали задавать на прогулках и экскурсиях совсем уж странного свойства вопросы. Так на прошлой неделе одна миловидная дама с длинными белыми волосами лет 20 настойчиво интересовалась, в каком из домов живет приведение? Что я могу ей на это ответить по существу? По сути ничего разумного. То есть я просто, как не банально звучит, не знаю ничего об этом. Потом она просила показать, где находится дом, в котором огромный лифт ведет в подвал, где через гигантский подземный ход можно попасть в подземное озеро с водопадами? Что же, я ответил, что даже не подозреваю о существовании такого дома. Мои рациональные соображения несколько ранили девушку, и она, видимо, обидевшись, ушла с экскурсии. Последняя, похоже, не оправдала надежд, так как я не показал ни одного приведения и даже не удосужился прогулять народ по какому-нибудь подземному ходу.

А если серьезно, то если чем мне и нравятся различные мистические истории, так это их разоблачениями. Самый яркий пример приводит в своей книге «Вятская мозаика» Анатолий Гаврилович Тинский. Дело было в 1930-е годы в Вятке, вот как описывает характерный случай архитектор: «В одном из небольших домов, каких было тогда в Вятке великое множество, в конце улицы Степана Халтурина в определенное время дня сами собой открывались дверки буфета и начинала дребезжать и передвигаться посуда. Сейчас непременно сказали бы – барабашка, а корреспондент щегольнул бы и заморским словом полтергейст, а тогда по городу прошел слух, что в городе начинает проказничать кикимора, и толпы возбужденных людей стали собираться в урочный час во дворе и на тротуарах, чтобы увидеть все своими глазами. Так продолжалось несколько дней, никто кикиморы не узрел и не мог рассказать, как она выглядит. Наиболее любознательные позже, говорят, дознались, что на машиностроительном заводе установили тогда впервые пневматический молот, и кикимора шалила как раз в часы его работы…».

Забавная, согласитесь, история. Вообще же, к чему я затеял этот разговор про мистику и все такое. Тут ведь дело не в том, что я такой крайне рационально мыслящий человек, который отвергает все, что лежит вне плоскости науки. Вовсе нет, как и любой среднестатистический кировчанин я в той или иной мере суеверен. Просто здесь дело не в этом, а том, что не стоит относиться к мистике и таинственных городским легендам так серьезно, это ведь просто истории, кем-то когда придуманные. Над ними можно смеяться, можно пересказывать, но верить в них всерьез, конечно, не стоит.  А как легко создать городскую легенду из ничего мы можем убедиться на банальном примере вашего покорного слуги, все очень просто: пишешь на 1 апреля выдуманный пост Кировская любовь Брежнева..., а на следующий день тебе звонят из самой тиражируемой газеты области и просят разрешения его перепечатать). Вот и вся, собственно, мистика. 

Оригинал