Характерные черты населения разных уездов России на примере Вятского края

Если рассматривать исторические события в Вятском крае не по конской переписи конца XIX века, трудолюбиво переписанной Васей Старостиным (ее, кстати, по понятным причинам, очень любят и премируют наши культуртрегеры), а по новейшим исследованиям ДНК-генеалогии, то картина происходивших на территории России исторических процессов оказывается совсем другой.

Об этих исследованиях много пишет сегодня Анатолий Алексеевич Клесов (1).

Следует, однако, заметить, что и в старые времена были скромные и вдумчивые аналитики, которые со свойственной им наблюдательностью описывали, например, характерные черты населения разных уездов России.

Одним из них был статистик  Иван Николаевич Савинов (2).

Как оказалось, население уездов нашего края было разным по многим характерным чертам и по происхождению.

Такое же различие населения уездов существовало и в других губерниях России, что ярко видно, например, из знаменитого словаря В.И. Даля.

Предлагаю вниманию читателей выдержки из основательно забытых трудов замечательного статистика И.Н. Савинова:

«Вообще народ Слободского уезда трудолюбив, предприимчив и переимчив. При внимательном взгляде на него видно, что это не ВЯТЧАНЕ – их соседи.

Потому что, относительно разнообразная и деятельная их промышленность ясно говорит, что СЛОБОЖАНЕ не родня ВЯТЧАНАМ, что видно из истории.

Устюжане, искавшие независимости от князей удельных, поселились именно в этих местах.

Вятчане же, как известно потомки НОВГОРОДЦЕВ, которые пришли сюда на Вятку от раздоров и несогласий в своей отчизне.

Вследствие развития ремесел, между СЛОБОЖАНАМИ меньше пьянства и преступлений. Да и народ этот богаче, нежели ВЯТЧАНЕ, которые норовят, если не пропить последнюю копейку, то проиграть в карты.

По крайней мере, последний порок развит между подгородними жителями города Вятки и молодежью, которая, живя в услужении в городе или занимаясь извозничеством на городской бирже, - занесла карты по деревням.

СЛОБОЖАНЕ народ более откровенный, разумно доверчивый, народ серьезный и положительный, и только с удалением от города да на больших дорогах, как характер, так и нравственность их изменяется в более дурную сторону.

ВЯТЧАНЕ же наоборот, - чем ближе к городу, тем плутоватее, недоверчивее и подозрительнее.

Примеров плутовства и обмана слишком много.

Стоит только в воскресный день выйти на базар, присмотреться и прицениться к привезенным ВЯТЧАНАМИ продуктам, чтобы убедиться в справедливости сказанных их недостатков.

Положим, вы намерены купить воз дров. Узнав, сколько стоит воз дров, вы торгуетесь и, наконец, соглашаетесь на условной цене, и дрова вам привозят. Здесь слуга вам докладывает, что мужик вас обманул, что у него на дне вместо дров сено, да и не весь еловый, а поленьев пятьдесят сосновых и столько же между ними сырых. Мужик начинает перед вами оправдываться. Говорит, что на дороге его воз столкнулся на косогоре с возом товарища, ехавшего тоже с дровами. Дрова рассыпались и у того и у другого, а при складке на возы перемешались.

Не верьте, это обман.

Точно также не верьте его клятве, что в следующий базар он привезет вам взамен бракованных дров хорошие, - он непременно обманет.

Ступайте теперь в молочный ряд. Там вас обманет баба.

Продаст вам снятое молоко за цельное и притом парное. А цельное, подбитое мукой, за хорошие сливки.

Мало того, баба будет вам божиться: «Лопни мои глаза, чтобы с места мне не сойти, что для праздника Христова она такого греха на душу не возьмет, чтобы обмануть».

И обязательно обманет.

В овес, для тяжести, подбавляют землицы или песочка, ветром, дескать, нанесло, когда молотили».

«Вестник Императорского Русского географического общества», 1858, №11, с.111-113.

И еще.

«В торговле с Архангельском город Слободской также превзошел город Вятку. Из Слободского отпускается туда товара на сумму до 1.249.375 рублей.

В Слободском уезде находится две пищебумажных фабрики, принадлежащих вятскому почетному гражданину Рязанцеву и слободскому почетному гражданину Платунову.

Бумага фабрики Платунова лучше бумаги фабрики Рязанцева и более употребляется в Вятском крае.

Для того, чтобы достигнуть настоящего положения фабрики Платунов положил много труда. Для этого нужны были знания, приобрести которые было негде, потому что Платунов не получил образования ни в высшем, ни в среднем учебном заведении. Но сила воли и благородная жажда знаний чего не делают?

Платунов посвятил себя изучению механики и математических наук. Не имея хороших руководств на русском языке, он решился искать их на французском, которому учился также самоучкой, как и математике. Ознакомившись с французскими сочинениями по механике, и видя из них, что много хороших сочинений по механике на английском языке, он решил изучить сам и английский язык.

Устроив модель задуманной им фабрики, Платунов для ее осуществления стал странствовать по заводам, где бы ему отлили чугунные цилиндры и другие необходимые вещи. Побывав на многих заводах и получив отказы, он нашел, наконец, Тагильские заводы, где ему отлили требуемые вещи под его присмотром.

И вот по прошествии трехлетнего упорного труда появилась прекрасная фабрика Платунова.

Устройство ее, в главном, следующее: вымытое и изрезанное тряпье поступает в чан, где оно трется жерновами, приводимыми в действие водою. Из чана масса поступает на железную сетку (сетка получается из Англии, потому что качество русской сетки неудовлетворительно), а потом на вал, обтянутый сукном, где, в то же время, компонуется с помощью другого цилиндра. Отсюда масса идет на горячий цилиндр, где бумага сохнет, компонуется окончательно и выглаживается. С этого цилиндра бумага уже навивается на цилиндр, с которого поступает на резец и оттуда складывается в стопы.

Чистота отделки машины и правильное производство, со сбережением времени и силы, заслуживают полного внимания.

При пищебумажной фабрике Платунов устроил привод для производства картона. Этот картон по достоинству заменяет у московских и петербургских мастеров – привозной из-за границы».

 «Вестник Императорского Русского географического общества», 1860, №5, с., 21-22.

Примечания:

(1)Клесов Анатолий Алексеевич, родился в 1946 году. На протяжении 12 лет — профессор  биохимии Гарвардского университета (Центр биохимии, биофизики и медицины  Гарвардской медицинской школы). С 1996 по 2006 год — управляющий по  исследованиям и разработкам и вице-президент компании в области  полимерных композиционных материалов в промышленном секторе, Бостон, и  одновременно (с 2000 года) — старший вице-президент компании и главный  научный сотрудник по разработкам новых противораковых лекарств. В СССР —  доктор химических наук, профессор Московского университета им. М. В.  Ломоносова, заведующий лабораторией Института биохимии им. А. Н. Баха  Академии наук СССР. За исследования в области биологического катализа  был удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола (1978 год) и  Государственной премии СССР (1984 год). Член Всемирной академии наук и искусств (Стокгольм — Вашингтон) с 1989 года. Живёт в Ньютоне, Массачусетс. Автор серии публикаций в  области ДНК-генеалогии — о происхождении евреев. Золотая медаль (апрель  2009) Международной Ассоциации коэнов за вклад в изучение истории  еврейского народа. В настоящее время активно участвует в дискуссиях по ДНК-генеалогии на сайте rodstvo.ru.

(2)Савинов Иван Николаевич, родился в 1823 году. Учился в 1-й казанской гимназии, затем в Казанском университете на математическом отделении. В 1849 году служил учителем математики в Нижегородском дворянском институте, в 1854 году приехал преподавать в Вятку. В 1855-1856 годах он работал редактором неофициальной части «Губернских новостей». В 1857-1858 годах им было написано более 20 статей по вопросам экономики, промышленности и торговли Вятского края. Известны его труды:

  • О МАКАРОВСКИХ КАПОВЫХ ИЗДЕЛИЯХ
  • НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЕСТЕСТВЕННЫХ БОГАТСТВАХ ВЯТСКОГО КРАЯ И МАНУФАКТУРНОЙ И ЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В НЁМ
  • ОЧЕРК НАРОДНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ
  • СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ ВЯТСКОГО КРАЯ
  • ЗАМЕТКИ О ВЯТСКОМ КРАЕ
  • ЗАМЕТКИ О ГЛАЗОВСКОМ УЕЗДЕ И ГЛАЗОВЕ.

Работы печатались в Вестнике Русского географического общества, отмечены серебряной медалью, а Савинова принимают членом-сотрудником Географического общества. В 1858 году И. Н. Савинов переезжает в Москву, преподаёт физику в Академии коммерческих наук. В 1861-1864 годах он сотрудничал в «Энциклопедическом словаре», с 1862 года – секретарь Московского статистического комитета, трудился над составлением статистического справочника указателя Москвы, во время работы заболел, но закончил указатель. Скончался в возрасте 44 лет в 1868 году.

Чудова, Г.Ф.  В те далёкие годы. Очерки по истории краеведения Вятской губернии. – Киров, 1981.

Александр Рашковский, краевед, 3 июня 2014 года.