С 1 июня вступает в силу вторая фаза антитабачного закона в России. Кроме того, что в ноябре 2013 года стала действовать административная ответственность за курение в неположенных местах…
С начала лета наступит полный запрет на курение во всех без исключения точках общепита, в поездах дальнего следования и на пассажирских платформах. По официальной статистике это коснется 44 миллионов человек в стране.
Насколько строго и неукоснительно будут выполняться требования закона? В неукоснительности я сомневаюсь… Вспоминаю прошлогоднюю поездку на поезде в Крым. Как только пересекли границу с Украиной, где уже действовал запрет на курение в поездах, проводники убрали пепельницы в тамбурах, но спокойно реагировали на курящих в тамбурах пассажиров. Такая же ситуация во многих барах и кафе, где владельцы уже сняли таблички о запрете курения в туалетах.
Минздрав России привел статистику, согласно которой на 16-17 процентов в первом квартале снизилось число сердечно-сосудистых и легочных заболеваний по сравнению с первым кварталом прошлого года… Хорошо, если это так и напрямую связано с действием антитабачного закона. Но… Могу судить по самому себе и всем без исключения моим знакомым: никто ни в какой степени не снизил количества выкуриваемых сигарет. Единственное, что изменилось – выросли затраты на табак. А поскольку рост стоимости сигарет на сказывается на выручке производителей, а возрастает только цена акцизов, то таким образом, мы содержим государство за счет наших покупок. Если взять из сегодняшней стоимости пачки сигарет, то я в год на табак трачу более 50 тысяч рублей. Половина из них идет государству. Это от одного только курильщика! А если посчитать 44 миллиона?
Несложно подсчитать потери бюджета, если вдруг все перестанут покупать сигареты! Так что курильщиков надо беречь! А не выгонять их из офисов и баров в лютый мороз во дворы и подворотни. Тут проблема как раз простудных заболеваний. Но вопрос не только в этом. 44 миллиона человек – население средней европейской страны. Дискриминационными мерами нарушаются их права человека. Еще в конце двадцатого века во всех барах и ресторанах курили повсеместно. Да, кому-то это не нравилось. Кто-то выходил подымить в безлюдное место. Но запах табачного дыма не действует смертельно на тех, кто находится на каком-то расстоянии от курильщика, как например наша отравленная промышленными выбросами атмосфера. Я не видел, чтобы кто-нибудь терял сознание от того, что рядом курят. Зато был очевидцем того, как в старом «Икарусе» по маршруту Сыктывкар-Ухта пожилой пассажир все пытался открыть все окна, безуспешно избавляясь от гари автобусных выхлопов, а в середине пути буквально потерял сознание.
Любой закон не будет хорош, когда он переступает грани разумного.