Одной из важнейших особенностей развития гуманитарного знания в России и ее регионах в конце XX столетия стало переосмысление исторического процесса, особенно событий советского периода. Но инерция советского исторического мышления так велика, что традиции сталинского времени до сих пор трудно преодолеваются. Это касается и названной здесь темы.
Рассмотрение голода 1921-1922 годов на примере Марийской автономной области ярко может обнажить нею меру фальсификации и умолчаний, характерных для советской историографии. В предлагаемой статье это касается одного вопроса: американской помощи голодающим.
Марийская автономная область была провозглашена декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 4 ноября 1920 года, а организационное ее оформление и начало функционирования проходили в 1921 году, как раз на фоне разворачивавшегося бедствия. Поэтому в литературе по марийской истории эти события, как правило, рассматриваются вместе: голод и борьба с ним составляют как бы одну из деталей исторического фона начала становления марийской автономии.
Из этого были существенные исключения в 1920-х годах. В 1922 году Марийская областная комиссия помощи голодающим выпустила книгу «Голод в МАО в 1921-22 годах». Это - сборник документов и материалов тогдашней печати. По наряду с этим книга ценна и своим кратким анализом причин голода (среди них названа, вместе с засухой и неурожаем, также продовольственная разверстка). А среди материалов, касающихся помощи голодающим, наиболее полно представлены фаты, свидетельствующие о деятельности Американской администрации помощи (АРА).
Такой подход был сохранен и развит в 1926 году в книге, посвященной пятой годовщине образования Марийской автономной области. Здесь была напечатана специальная статья Т. Е. Ефремова, видного марийского просветителя, который в это время являлся заведующим архивным отделом областного исполкома - «Голод в МАО и его последствия» [1]. Статья отличалась глубоким раскрытием причин голода, среди которых основной названа продразверстка. Приводя небольшой материал о помощи голодающим, автор в первую очередь выделял деятельность АРА.
В последующем, уже начиная с юбилейного сборника о 10-летии Марийской автономной области, вообще о голоде остались лишь общие фразы. При этом продразверстка и действия продовольственных отрядов вовсе перестали упоминаться. Что касается борьбы с этим бедствием, все сводилось к мероприятиям Коммунистической партии и Советского правительства, а американская помощь умалчивалась [2]. Если она и упоминалась, то только в одном смысле: «Заграничные «благотворители», возглавляемые душителями пролетариата, одновременно с протянутой коркой хлеба голодным стремились покорить Советскую республику и восстановить капиталистический строй» [3].
В 1970 году была издана книга «Летопись полувека», посвященная 50-летию Марийской АССР. В главах о 1921 и 1922 годах немало внимания уделялось голоду, при этом большую ценность представляют воспоминания, дающие насыщенную информацию о размахе бедствия, а также впервые после длительного умалчивания упомянуто об «американском пайке» [4]. Но в последующем этот сюжет вновь исчез из краеведческой литературы.
Даже и условиях перестройки и исторической гласности в обобщающей книге по истории Марийской республики по этим вопросам все осталось по-старому [5].
Начало пересмотра было сделано лишь в 1992 году в учебном пособии для учащихся старших классов, но ввиду ограниченности объема и специфики книги, выдвинутые новые положения (вернее - возвращенные из 1920-х годов) не были подробно развернуты. Но все же здесь главной причиной голода названа продразверстка, впервые упоминается телеграмма В. И. Ленина, относящаяся к этой теме, после долгих лет обливания грязью «реабилитирована» деятельность АРА [6].
В 1994 году дипломную работу по теме «Голод в Марийской автономной области в 1921-1922 годах» написала студентка-выпускница Марийского университета Лидия Григорьева. Основное содержание этой работы по двум сюжетам - причины голода и ленинская телеграмма - изложено в «Марийском археографическом вестнике» [7]. Л. А. Григорьева также опубликовала историографический обзор литературы по проблеме, в котором особое внимание уделено отражению в краеведческой литературе темы американской помощи в борьбе с голодом в МАО [8].
Голод, начавшийся уже зимой 1920-1921 годов, к лету 1921 года стал массовым явлением, явным для местных руководителей, признанным фактом. В сложившейся ситуации первоочередной задачей всех органов власти и управления, общественных организаций стала борьба с голодом, спасение населения от угрозы гибели.
Но центральное правительство долго не признавало этого. Разогнав организованный 18 июля 1921 года при участии демократической российской общественности Всероссийский комитет помощи голодающим, Советская власть создала официальную Всероссийскую комиссию по оказанию помощи голодающим. Вслед за этим были организованы подобные органы на местах. Вернее, на местах они уже имелись, в том числе и в Марийской автономной области, родившиеся по местной инициативе и действовавшие самостоятельно. Но в Советском государстве все должно было быть централизовано. Поэтому в августе имевшаяся организация в несколько измененном составе вновь учреждается под названием Марийская областная комиссия помощи голодающим как структурная единица Всероссийской комиссии. Позже появились кантонные (при организационном оформлении МАО уезды были переименованы в кантоны), волостные и сельские комиссии.
Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет создал специальную комиссию по определению размеров государственной помощи «пострадавшему от недорода» населению Поволжья. 13 августа ее представители посетили Марийскую автономную область. Ознакомившись с данными обследования полей, показаниями крестьян, они признали два кантона МАО (из трех) - Сернурский и Краснококшай-ский - голодающими. С них был снят натуральный налог. Комиссия приняла решение доставить в эти кантоны хлеб, обеспечить население области продовольствием путем расширения лесозаготовок и кустарной промышленности [9]. Позже голодающим был признан и третий кантон - Козьмодемьянский.
В урожайных районах страны в спешном порядке заготовлялся хлеб и направлялся в Поволжье. Более благополучные губернии страны прикреплялись к голодающим для оказания помощи. В этом отношении примечательно, что к Марийской автономной области была прикреплена (вместе с Иваново-Вознесенской) Костромская губерния, куда еще незадолго до этого В. И. Ленин под угрозой Ревтрибунала требовал вывозить продовольствие. Получается, что положение там было лучше, чем в марийских районах. Впрочем, газетная заметка того времени раскрывает практические результаты такой меры. «Более полугода как Маробласть частично прикреплена к Костромской губернии. Костромичи должны отдать ту страховку против голода, которую они взяли в 1919-1920 годы с Маробласти (т. е. с тех территорий, которые потом вошли в МАО - К. С.). Много по этому поводу принято постановлений, но они остаются лишь на бумаге» [10].
Именно в этих условиях на помощь голодающим реально пришли Соединенные Штаты Америки в лице Американской Администрации Помощи (АРА), которую возглавлял министр торговли Герберт Гувер. Ее деятельность, в сферу которой входило обеспечение голодающего населения России продовольственными ресурсами, на территории Марийской автономной области началась с января 1922 года.
Периодическая печать того времени, наиболее полно отражавшая текущие события, не раз подчеркивала большую помощь АРА Марийской автономной области. Так, в газете «Йошкар кече» 22 января 1922 года было опубликовано сообщение о том, что «АРА обещала поставлять в МАО 140 тысяч пайков каждый день». В другом номере, от 2 февраля, наряду с сообщением о первых поступлениях помощи, адресовавши детям, выражалась благодарность АРА от имени марийского народа за оказанную помощь: «Первое и самое большое спасибо пусть будет американцам». Газета сообщала обнадеживающие сведения: «Америка перечислила России 40 миллионов долларов золотом, что в переводе на российские денежные знаки составляет более 4000 миллиардов рублей. А также из Нью-Йорка в Россию направляются два корабля, на борту которых содержится 2500000 пудов кукурузной муки, а вслед за ними выходят еще три». 8 марта в газете сообщалось о прибытии в МАО первых пайков для голодающих взрослых».
Американская администрация помощи снабжала пайками голодное население МАО, открывала бесплатные столовые для голодающих крестьян и жителей городов. Эти столовые так и стали называться «американскими». С февраля 1922 года они стали открываться по всей Марийской автономной области. Уже в феврале в них питалось около 11000 детей, а с марта АРА стала кормить и взрослое население.
Вот что сообщала газета «Йошкар кече» об открытии столовой АРА в селе Ронга: «В ней будет питаться население Ронги, Шургеяла и дети близлежащих деревень» [11]. В следующей заметке, которая так и называлась «В столовой АРА», подробно рассказывалось о том, как проходил обед в «американской столовой»: «Обед в столовой начинают готовить е 9 часов утра, но дети уже с самого раннего утра стоят и ждут около столовой, когда им скажут долгожданные слова: «Обед готов!». В столовой есть дежурные, которыми чаще всего являются родители этих детей. Они следят за тем, чтобы всем хватил обед. И не дай Бог, чтоб повара хоть немного попробовали из котла. Что тут начиналось: и крик, и шум, как будто поймали вора» [12].
Американская Администрация Помощи имела разветвленную сеть на территории Марийской автономной области. Была образована Марийская областная комиссия Русско-Американского комитета помощи детям (ОбРАКПОД), в кантонах - кантонные комиссии.
Интересные сведения, относящиеся к этому, собрал учитель-краевед Ардинской средней школы (ныне Килсмарского района) В. Орлов:
«Сохранился мандат, выданный Козьмодемьянской кантонной комиссией РАКПОДа бывшему тогда председателю Ардинского волостного Совета Тихону Ильичу Кутузову, которым ему разрешалось организовать столовую для детей в Арде на 140 мест и вменялось в обязанность получение продуктов со склада РАКПОДа, учет движения их и строгая отчетность перед комитетом.
Столовая была создана. Она проработала около двух месяцев. Здесь детям выдавали суп, кашу, какао с сахаром. Повара нанимал волостной совет.
Одновременно советом составлялся список на выдачу детям некоторых вещей: одежды, ботинок, письменных принадлежностей.
Кроме того, работники комитета котролировали работу столовой. Есть данные, что они носили нарукавные знаки определенного образца, указывающие на принадлежность к АРА. Старожилы помнят, что своим посещением Арду удостаивали и американцы, говорящие сносно по-русски. Они интересовались далеко не снабженческими вопросами. Чаще всего зондировали настроение волости, товарные опросы населения и возможности оплаты их золотом в случае удовлетворения.
Известно также, что АРА зафрахтовала па Волге пароход, который останавливался у каждой прибрежной деревни. Жители села Троицкий Посад помнят, как такой пароход стоял около их деревни несколько дней. На судне действовала киноустановка, была развернута экспозиция картин, которые пропагандировали американский образ жизни и вели антисоветскую пропаганду» [ 13].
Об одной из двух «американских столовых» в Краснококшайске (ныне Йошкар-Ола) вспоминает посещавшая ее маленькой девочкой вместе с братишкой жительница города Л. П. Полубарьева:
«По постановлению правительства из церквей изымались серебряные и золотые ценности, на что в США покупали продукты питания голодающим детям, организовывали детские столовые АРА. Дети приносили с собой небольшие эмалированные блюдца и кружки, им наливали горячее какао, рисовую кашу на молоке и молочную лапшу и давали по кусочку хлеба из кукурузной муки. Для питания в этой столовой отбирались очень слабые и больные дети» [14]. Факт организации Областного РАКПОДа и пребывания в Марийской автономной области представителей АРА подтверждается заявлением председателя областного исполкома И. П. Петрова, который одновременно возглавлял и областную комиссию помощи голодающим:
«В Областную Контрольную Комиссию.
Настоящим довожу до сведения Областной Контрольной Комиссии, что 18 июля 1922 года у меня на квартире ОбРАКПОДом был устроен вечер в честь АРА, представленной на этом вечере американским гражданином Тернером и переводчиком Молевым.
Цель и смысл этого вечера - выразить благодарность американскому народу от имени более 100 тысяч голодающих, спасших себе жизнь благодаря американской помощи, что и выразилось в преподнесении адреса гражданину Тернеру. Ввиду того, что вечер сопровождался пением русских песен и некоторые его участники находились в несколько возбужденном состоянии, а потому допуская возможность жалобы некоторых партийных товарищей на «пьянство» на квартире т. Петрова, прошу ОКК иметь в виду изложенное.
20 июля 1922 г. И. Петров (подпись)» [15].
Таким образом, тогда признавалась огромная роль американской помощи голодающему марийскому народу и всему населению автономной области. В «американских столовых», открытых в Краснококшайске, Сернуре, Козьмодемьянске и некоторых волостях, нашли спасение от голодной смерти десятки тысяч детей и взрослых. Всего в них питалась 121 тысяча человек при общем населении МАО 350 тысяч. И эта помощь оказалась «самой действенной и реальной» из всего, что получала область в то время, как было сказано в марте 1922 года в докладе Облисполкома на областном съезде Советов.
О соотношении помощи из различных источников можно судить по отчету Сернурской комиссии помощи голодающим: «Всего за 1921-1922 годы Сернурский кантон получил продуктов от Компом-гола - 53089 пудов 32 фунта, от АРА - 98872 пуда 10 фунтов, от Госплана - 26182 пуда». В этом кантоне в «американских столовых» в мае 1922 года питалось 11936 детей и 52925 человек взрослого населения [16].
Работа комиссий по оказанию помощи голодающим велась до августа 1922 года. В начале сентября Марийская областная комиссия помощи голодающим (Обпомгол) прекратила свою деятельность, и была образована Комиссия по борьбе с последствиями голода (По-следгол). Видимо, чуть раньше прекратилась и деятельность АРА. Возможно, упомянутый в заявлении Петрова вечер в его квартире и был устроен в связи с этим и отъездом Тернера.
К этому времени беда в основном была преодолена, был получен неплохой урожай, давала первые положительные результаты новая экономическая политика.
Голод, вызванный, в первую очередь, продовольственной политикой большевиков и нанесший громадный урон экономике и культуре Марийского края, унесший десятки тысяч жизней, остался в памяти народа черной страницей истории. На этом темном фоне блестят светлые искорки воспоминаний о благородной, бескорыстной помощи марийскому народу из-за океана, как ни пыталась советская пропаганда вытравить это из народной памяти. Известный марийский писатель М. Шкетан написал тогда искренние слова, вынесенные в название очерка: «Тау амыркан-шамычлан!» («Спасибо американцам!») [17].
Замалчивается затем в течение многих лет в официальной историко-краеведчсской литературе страница прошлого восстанавливается и занимает теперь свое полагающееся ей место в исторической хронике марийского народа.
Столовые для детей открытые Американскими и Европейскими благотворительными организациями
Марийский археографический вестник. 2000. № 10.
(написано совместно с Л, А. Григорьевой).
-
5 лет строительства МАО. Краснококшайск. 1926.
-
Грищук И. Т. Советская власть в борьбе со стихийными бедствиями
в МАО в 1921-1922 гг. // Ученые записки Марийского гос. пединститута. Йош
кар-Ола. 1957. Т. 15; Хлебников А. В. Деятельность органов власти и государ
ственного управления МАО во время стихийных бедствий 1921 года // Труды
Марийского научно-исследовательского института. Йошкар-Ола. 1967. Вып. 22. -
Грищук И. Т. Указ. соч. С. 37.
-
4. Летопись полувека. Книга 50-летия Марийской АССР / под ред.:
В. Н. Карташова, К. Н. Санукова. Йошкар-Ола. 1970. С. 25. -
История Марийской АССР. Т. 2: 1917-1986. Йошкар-Ола. 1987.
-
Сануков К, Н., Захарова С П., Пашукоа В. Ф. История Марийской ССР:
учеб, пособие для 10-11 кл. Йошкар-Ола. 1992. С. 30. -
Сануков К. Н., Григорьева Л А. Голод в Марийской автономной области
в 1921-1922 гг. //Марийский археографический вестник. 1996. №6. -
%. Григорьева Л. А. Голод в Марийской автономной области в 1921-1922 гг.: Обзор литературы // Проблемы историографии истории Республики Марий Эл. Йошкар-Ола. 1995.
-
Грищук Т. И, Указ соч. С. 36.
-
Голос мари. 1922.4марта.
-
Йошкар Кече. 1922. 26 марта.
-
13. Двитнинов А. Янтарные зерна летописи // Марийская правда. 1969. 1 июня. Здесь чрезвычайно интересны пропагандистские штампы, утвердившиеся в сознании советских интеллигентов: учителя и журналиста, готовившего в печать его заметку.
-
Полубаръека Л. Это было, было... // Йошкар-Ола. 1993. 15 мая. Показа
тельно, что и в этих ценных воспоминаниях явно присутствуют следы многолет
ней коммунистической пропаганды: якобы поступавшие из Америки продукты
были куплены Советским правительством за церковные ценности. -
ГАРМЭ, ф. 2 п, оп. 1, № 720, л 2.
-
ГАРМЭ.ф. 105,оп. 1,д. 2, л. 452.
-
Йошкар Кече. 1922. 2 фсвр. Весьма примечательно, что этот очерк не
включен в полное собрание сочинений писателя, а также и в сборник его публицистических произведений.