МУРМАНСК─Экологические организации российской части Баренц Региона поделились опытом работы с промышленными загрязнителями, а также сотрудничества с властями в решении экологических проблем. Регионы разные, а проблемы, во многом, схожи.
Анна Киреева, 27/05-2014 http://bellona.ru/articles_ru/articles_2013/1401195328.13
Круглый Стол о лучших практиках решения вопросов промышленного загрязнения в Баренц Регионе собрал представителей практически всех экологических организаций, которые делились своим положительным и отрицательным опытом.
Хибинский скандал
Несколько лет назад Мурманскую область сотрясали экологические баталии по поводу создания национального парка «Хибины». Беллона подробно рассказывала о развитии событий и противостоянии экологов и «Северо-Западной Фосфорной Компании», которая намеревалась построить дорогу для транспортировки руды, маршрут которой пролегал бы через горы, что сделало бы создание нацпарка бессмысленным.
По словам и.о. председателя совета «Кольский Центр Охраны Дикой Природы», экологи чуть было не проиграли битву, и сполна ощутили, что значит противостоять промышленности.
Было все: договоренности с компанией, которые не выполнялись самой же компанией, противостояние в СМИ, жалобы «Северо-Западной Фосфорной Компании на экологов и обвинения в подрывной деятельности против бизнеса. Ученые, утверждавшие, что промышленная дорога для нацпарка не так уж опасна, «рабочая группа» при Министерстве Природных ресурсов и Экологии, которая, однако, оказалась не совсем рабочей, и из которой, в результате, вышли экологические организации.
По словам Петрова, стало понятно, что правительство региона поддерживает компанию, и не рассматривает другие варианты дороги, кроме как варианта, выгодного для компании. Экологам осталось одно: WWF распространил заявление о выходе экологиечских организаций из рабочей группы по созданию нацпарка в федеральные СМИ.
«Через неделю Министр Природных Ресурсов и Экологии Дмитрий Донской заявил, что берет ситуацию под личный контроль, провел совещание в Министерстве, на котором компании прямо заявили, что предоставленные ею данные были голословными. Было предложено создать независимую комиссию по оценке вариантов», - рассказал Петров.
Естественно, изначально предложенный компанией маршрут транспортировки руды, был отвергнут.
«Если бы не федеральное вмешательство, нам не удалось бы отстоять нацпарк. Нам повезло с Донским, как с руководителем МПР, – он отличается высокой порядочностью», - с уверенностью заявил Петров.
Кольская ГМК
О своих попытках сотрудничать с дочкой «Норильского Никеля» - Кольской ГМК рассказали представители «Беллоны-Мурманск». Они отметили, что быть единственной НКО в регионе, которая пытается повлиять на одну из самых грязных, но могущественных компаний, довольно сложно.
«Многие вещи: открытость, предоставление информации и т.д., зависят только от доброй воли самой компании; ни у одной НКО нет рычагов влияния на промышленность».
Беллона пытается проводить совместные семинары, экологов пускают на промышленные площадки, но реального снижения выбросов диоксида серы, не происходит из-за отсутствия реальной модернизации производства.
Председатель Комитета по Экологии Мурманской областной Думы рассказала, что в конце прошлого года была приглашена Беллоной в пресс-тур по вопросам промышленного загрязнения Кольской ГМК для самых читаемых блоггеров России.
«Мы увидели тенденцию к открытости со стороны КГМК, которая пустила нас и в цех брикетирования в Заполярном, и в плавильный цех поселка Никель. Но вопросы влияния деятельности КГМК на состояние природы и здоровья населения остаются. Большие тревоги вызывают именно вопросы здоровья населения, поскольку по официальной статистике, уровень онкологических заболеваний в нашей области выше, чем в среднем по России», - рассказала Лещинская.
По ее словам, с 2008 года количество онкологических заболеваний в Мурманской области выросло в 20 раз.
«Конечно, улучшилась диагностика выявления заболеваний. Однако, не надо забывать, что онкология возникает в результате длительного влияния тех или иных факторов на здоровье человека», - отметила депутат.
Общественные инспекции
К сожалению, в Мурманской области нет общественных инспекций, которые занимались бы просвещением населения в плане защиты своих экологических прав, работали с жалобами населения на несоблюдение экологических прав, и бесплатно консультировали бы жителей области по этим вопросам.
Сергей Кравец - руководитель Архангельской региональной природоохранной инспекции рассказал участникам семинара о том, как эта работа организована в Архангельской области.
«Наша задача – профилактика природоохранных нарушений. Если к нам на сайт Экоконтроль.рф поступает заявление от жителей о каком-либо экологическом нарушении, мы начинаем работать с организацией или компанией-нарушителем. Мы пытаемся не только заставить исправить нарушение, но предотвратить последующие», - рассказал Кравец на мероприятии.
«У нас заключены соглашения о сотрудничестве со всеми надзорными органами, и если компания-нарушитель нас игнорирует, то мы сразу идем в Прокуратуру, или в надзорный орган», - объяснил он.
По его словам, общественная инспекция проводит как самостоятельные рейды по выявлению нарушений, так и совместные с надзорными органами; участвует в различных природоохранных акциях, вовлекает граждан в природоохранную деятельность.
Организация проводит рейды по ледовым переправам, соединяющим островки через реку Северная Двина. Проверяет, как они оборудованы, их состояние, соответствие предъявляемым к ним требованиям.
Много рейдов проводится по предотвращению выноса мусора с подтопляемых территорий в период прохождения ледохода на реке Северная Двина. Это важно сделать до паводка, чтобы мусор не унесло в море; а также по предотвращению захламления территорий бытовыми отходами.
Руководитель инспекции говорит, что они не сразу добились корректного отношения к себе со стороны, например, Роспотребнадзора, или муниципалитета.
«В ответ на официальные запросы они так любят отвечать по телефону в стиле «Чего вы от нас хотите? Мы этим не занимаемся», но стоит напомнить, что отвечать они обязаны официальными письмами, как ситуация меняется», - поделился опытом Кравец.
«Хорошее знание экологического законодательства позволяют заставлять работать муниципалитеты и, например, Роспотребнадзор. У нас было несколько случаев, когда наши письма остались без ответа, о чем было сообщено в Прокуратуру и вышестоящие организации, к нам стали прислушиваться и не игнорировать», - рассказал он.